Франшиза (договор франчайзинга) регулируется главой 54 ГК РФ и рядом других положений, юридическое наименование в Российской Федерации "Коммерческая концессия", стороны договора именуются как (правообладатель и пользователь), если коротко данный процесс можно разделить на две составляющие:
Первая это организационная: Вы уже должны иметь хорошую базу, финансовую модель, инструкцию и перечень услуг которые вы готовы предоставить для ваших пользователей. Как основное это реклама, так как данный сегмент развивают в основном крупные сети имеющие имя и вес в определенном регионе и помогают малым предпринимателям в него войти под своим именем. То есть Ваш базис на чем будет держаться весь сегмент это предоставление своего логотипа (товарного знака и имени которое всем известно) а дальше дополнительно идут знания, оборудование и другое, если данное применимо к Вашей отросли. Товарный знак и привязка к Вашему имени не дает, в дальнейшем пользователя от Вас уйти так как он привязан к Вам, это основной рычаг.
Вторая это юридическая, она состоит из того, что коммерческая концессия подразумевает наличие у Вас зарегистрированного права интеллектуальной собственности на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау), которое будет передаваться пользователю за вознаграждение. В большинстве случаев указывают только товарный знак (бренд компании).
Мы долгое время, в данной сфере, регистрация объектов интеллектуальной собственности может занимать достаточно долгое время, в зависимости от типа интеллектуальной собственности и загруженности Роспатента. Срок регистрации по закону товарного знака 12 месяцев, из практики фактический срок регистрации около 4-6 месяцев большинстве случаев. Данное право важно отметить надо продлевать будет каждые 10 лет.
После того как у Вас появится зарегистрированное право на ваш товарный знак или иной объект, вы вправе будете заключать лицензионные договора. Которые также регистрируются в Роспатенте.
В данном договоре Вы указываете как обязуется, распоряжаться Вашим товарным знаком, все санкции, вознаграждения и тд. А также все остальные условия которые вы можете напридумывать.
Каких то существенных проблем, в создании франшизы нет. Вопрос только во времени, финансах и Ваших ресурсах. Основные затраты это роспатент госпошлины достаточно не маленькие и создание одного качественного типового договора, что бы быть спокойным, что от Вас никто не сбежит, со словами спасибо дальше мы сами, не заплатив не копейки и что бы Вам ничего не прилетело каких то неожиданных впечатлений. Касательно второго также важно защитить бизнес, есть различные мошеннические схемы и риски, чтобы бизнес в один день не загнулся. В данном случае надо делать диверсификацию отросли (рисовать схему) под каждый бизнес индивидуально, кому то надо обязательно, кто то может временно без нее, пока объем бизнеса не велик.
Я описал лишь краткую основную модель, существуют куча разных Вариаций, а также моментов затрагивающих основной вопрос, но если я это продолжу тут выйдет на целую диссертацию))
Если, что всегда готовы подсказать.