Ответ — в самом вопросе. Факт таков, что человек не знает, задаёт ли этот вопрос сам от себя, или ведом некой внешней силой. В таком случае, у кого вопрос-то: у этой силы или у самого спрашивающего? У кого вопрос, у того и свобода воли.
Состояние вопрошания — вот критерий, вот подсказка. Если я не знаю, что и как мне делать, значит, воля моя свободна.
Пусть потом я тысячекратно докажу себе, что действовал по чьему-то преднамеренному замыслу или спонтанному побуждению, будучи объектом в руках иного какого-то субъекта, само моё состояние незнания, а, значит, необходимости выбора — вот сущность.
Всяк, с пеной у рта доказывающий детерминированность личности, самой сутью этой зависимости указывает на собственное отсутствие. И зачем же он тогда так старается? То есть, старается не он, а его кукловод. А кукловод это чего тогда так печётся доказать свой примат? Если и так все бразды у него?
Любой вопрос всегда об одном: борьба порочности с честностью. Честность велит действовать, порочность норовит паразитировать.
Но диалектика: выбирающий действование обнаружит, что действия ему подсказываются. Выходит, сила внешняя рулит? Да, но это такая сила, действование в соответствии с которой я должен выбрать сам, сам отдаться потоку от неё подсказок.
Или отдамся силе иной. Обе внешни. А я — между.