Все очень индивидуально. Каждый концептуальный художественный проект дает материальному объекту свое конкретное значение. У художника, который работает с идеями, все продумано, в том числе вещь. Если она есть, то она для чего-то нужна, если вещь не нужна, отвергается художником, то художник, следуя своему концепту, уничтожит ее.
Объект может играть разные роли. Где-то объект - это часть инсталляции ("Один и три стула", Кошут), где-то артефакт ("Стертый рисунок Де Кунинга", Раушенберг), где-то реквизит ("Время действия", Коллективные действия).
Некоторые произведения создаются как текст, иногда совсем в отрыве от реальных материальных вещей. Приобретаются они также в качестве инструкций, текстов, прав. Например, на выставках Йоко Оно сотрудники музеев самостоятельно создают экспонаты по инструкциям. Некоторые инструкции намеренно невыполнимы и следование им возможно только в фантазии.
Становится понятно, что из перечисленного незаменим и ценен сам по себе только "Стертый рисунок Де Кунинга", он обладает, так скажем, традиционной аурой. Но если мы найдем оригинальный стул Кошута или веревку, которую использовали в своей акции "Коллективные действия", то мы тоже будем их ценить - за принадлежность к идее, автору. Эти вещи прикоснулись к чему-то ценному, это почти секуляризированные мощи. Художественной ценностью сами по себе они не обладают, но несут ее опосредованно как материальные доказательства (документации) приведения идеи в реальную жизнь. Я сравнил бы подобные объекты с любой личной вещью, например, Ленина, которую можно увидеть в музее за стеклом. Именно его кепка ценится больше, чем любая другая подобная.
Но есть и другие объекты-произведения, где хотя идея превалирует, вещь нельзя сбрасывать со счетов. Вот вы пишите (и многие задаются этим же вопросом), почему бы концептуалистам просто не писать на бумажках их идеи.
Это проблема репрезентации, которая тоже продумывается художниками. Точно ли текст на бумаге сможет передать идею, свойственную современному (изобразительному) искусству? Может для этого лучше использовать перформанс или скульптуру? Художники ведь, грубо говоря, спецы по пространству/пластике. Поэтому и работают они в соответствующем поле. Более того, художники работают с "воплощением", реализацией; важно, чтобы нечто состоялось/родилось/создалось (пигменты стали блеском голубых глаз, глина стала человеком, ситуация совершилась). Концептуалисты-литераторы пишут, концептуалисты-художники совершают.