Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что может дать физический объект концептуального искусства зрителю? А самому художнику?

Считается, что в концептуальном искусстве идея (концепция) произведения превалирует над ее физическим выражением в произведении. Подразумевается, что зритель и автор объединяются в творческом процессе и в процессе исследования концептуального произведения.
Вот как определяет концептуализм Илья Кабаков –“Художник начинает мазать не по холсту, а по зрителю”.
Как мы видим, концептуалисты стараются отказаться от эстетического или эмоционального диалога со зрителем. Произведения концептуалистов стараются взаимодействовать со зрителем посредством интуитивной рефлексии самого зрителя, которая возникает у зрителя при “исследовании”(произведения искусства).
При этом для произведения концептуального искусства очень важна связка “произведение-название-текст описания”.
Размышляя на этим направлением в искусстве, у меня возник вопрос: -Зачем необходимо само произведение при таком подходе? Так ли оно необходимо? Может быть, достаточно описать Идею-Концепцию в текстовом виде и дать зрителю(читателю) прочесть это описание?
А что думаете Вы?
Искусство и культураИскусство+1
Владимир Быков
  ·   · 2,4 K
Современный художник  · 28 окт 2021
Все очень индивидуально. Каждый концептуальный художественный проект дает материальному объекту свое конкретное значение. У художника, который работает с идеями, все продумано, в том числе вещь. Если она есть, то она для чего-то нужна, если вещь не нужна, отвергается художником, то художник, следуя своему концепту, уничтожит ее.
Объект может играть разные роли. Где-то объект - это часть инсталляции ("Один и три стула", Кошут), где-то артефакт ("Стертый рисунок Де Кунинга", Раушенберг), где-то реквизит ("Время действия", Коллективные действия).
Некоторые произведения создаются как текст, иногда совсем в отрыве от реальных материальных вещей. Приобретаются они также в качестве инструкций, текстов, прав. Например, на выставках Йоко Оно сотрудники музеев самостоятельно создают экспонаты по инструкциям. Некоторые инструкции намеренно невыполнимы и следование им возможно только в фантазии.
Становится понятно, что из перечисленного незаменим и ценен сам по себе только "Стертый рисунок Де Кунинга", он обладает, так скажем, традиционной аурой. Но если мы найдем оригинальный стул Кошута или веревку, которую использовали в своей акции "Коллективные действия", то мы тоже будем их ценить - за принадлежность к идее, автору. Эти вещи прикоснулись к чему-то ценному, это почти секуляризированные мощи. Художественной ценностью сами по себе они не обладают, но несут ее опосредованно как материальные доказательства (документации) приведения идеи в реальную жизнь. Я сравнил бы подобные объекты с любой личной вещью, например, Ленина, которую можно увидеть в музее за стеклом. Именно его кепка ценится больше, чем любая другая подобная.
Но есть и другие объекты-произведения, где хотя идея превалирует, вещь нельзя сбрасывать со счетов. Вот вы пишите (и многие задаются этим же вопросом), почему бы концептуалистам просто не писать на бумажках их идеи.
Это проблема репрезентации, которая тоже продумывается художниками. Точно ли текст на бумаге сможет передать идею, свойственную современному (изобразительному) искусству? Может для этого лучше использовать перформанс или скульптуру? Художники ведь, грубо говоря, спецы по пространству/пластике. Поэтому и работают они в соответствующем поле. Более того, художники работают с "воплощением", реализацией; важно, чтобы нечто состоялось/родилось/создалось (пигменты стали блеском голубых глаз, глина стала человеком, ситуация совершилась). Концептуалисты-литераторы пишут, концептуалисты-художники совершают.
Художник. Рассуждаю о вопросах теории искусства...  · 5 нояб 2021
Отвечая на данный вопрос, я говорю о любом искусстве, где идея доминирует над объектом, а не только по поводу творчества тех, кого принято в истории искусств называть концептуалистами. 1) Концептуальное произведение часто... Читать далее
Художник. Тексты об искусствеПерейти на t.me/s/sivkovamasha76art
Спасибо за развернутый ответ. Попробую с ним немного подискутировать. Пожалуйста, представьте себе ситуацию:... Читать дальше
Основатель студии оформления МОСТ. графический...  · 6 нояб 2021
Необходимо это для развития изобразительного искусства, Может это дать рост. Художнику это может дать решённую задачу. Вы будете удивлены, но всё тоже самое при выполнении эволюции и революции изобразительного искусства... Читать далее