Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Что может дать физический объект концептуального искусства зрителю? А самому художнику?
Считается, что в концептуальном искусстве идея (концепция) произведения превалирует над ее физическим выражением в произведении. Подразумевается, что зритель и автор объединяются в творческом процессе и в процессе исследования концептуального произведения.
Вот как определяет концептуализм Илья Кабаков –“Художник начинает мазать не по холсту, а по зрителю”.
Как мы видим, концептуалисты стараются отказаться от эстетического или эмоционального диалога со зрителем. Произведения концептуалистов стараются взаимодействовать со зрителем посредством интуитивной рефлексии самого зрителя, которая возникает у зрителя при “исследовании”(произведения искусства).
При этом для произведения концептуального искусства очень важна связка “произведение-название-текст описания”.
Размышляя на этим направлением в искусстве, у меня возник вопрос: -Зачем необходимо само произведение при таком подходе? Так ли оно необходимо? Может быть, достаточно описать Идею-Концепцию в текстовом виде и дать зрителю(читателю) прочесть это описание?
Художник. Рассуждаю о вопросах теории искусства... · 5 нояб 2021
Отвечая на данный вопрос, я говорю о любом искусстве, где идея доминирует над объектом, а не только по поводу творчества тех, кого принято в истории искусств называть концептуалистами.
1) Концептуальное произведение часто ориентировано на встречу со зрителем с целью помещения смотрящего в некую позицию относительно арт-объекта, что, естественно, сделано с целью определенного воздействия на самоощущение зрителя. Поясню на примере работы "Дом" (1993), автор Рэйчел Уайтред:
"Снесенное в 1994 году по приказу городского совета
произведение Уайтред было одновременно впечатляющим и
тревожным, вызывая клаустрофобное ощущение окаменевшего
воздуха, как будто пространство стало жертвой какой-то необычной
катастрофы или внезапно затвердело при охлаждении своей
внутренней лавы. Встреча с «Домом» помещала зрителя в
анахроничную позицию современного археолога, который ищет подсказки в окостеневшей атмосфере, говорящие о том, кем мы когда-то были."
(цитата из книги К. Гровье "Искусство с 1989 года)
Многие произведения концептуального искусства, ориентированы на взаимодействие со зрителем, выражающееся в его активном деятельном участии (результаты действий зрителей как часть произведений).
Работа Йоко Оно на ретроспективной выставке в ММОМА в 2019 году, где зрители должны были вбивать гвозди
Эффект многих произведений концептуального искусства основан на воздействии на органы чувств зрителей
Работа Силду Мейрелис. Вавилон. 2001
Предназначенная напомнить
историю библейского строения, с помощью которого человек надеялся
составить конкуренцию высокому положению Бога, пятиметровая
башня Мейрелиса состоит из более чем восьмисот функционирующих
радиопередатчиков разных эпох, включенных на разные частоты.
Интригующий дизайн «Вавилона» с его навязчивым гулом
неразличимых слогов и звуков, выстроенного по принципу «более
старые устройства внизу, самые сверкающие и технологически
продвинутые наверху», напоминает импровизированную хитроумную
штуковину из голливудских научно-фантастических фильмов, некий
гигантский прибор для контакта с иными цивилизациями.(цитата из книги К. Гровье "Искусство после 1989 года")
Современное искусство глубоко институционально - одно и тоже действие или вещь является искусством, когда происходят в социальном поле искусства (см. П. Бурдье), и не являются таковыми вне этого поля. Т.е. редимейд или найденный объект становится таковым, будучи представленным на выставке, или вещь претендует на звание арт-объекта, будучи сделанным человеком с историей, который назвал себя художником. Например, работа Даглас Гордон
Список имен. С 1996 по настоящее время. Виниловый настенный
текст. Экспозиционный вид. Кунстхаус, Арау, Швейцария. 2010.
Постоянно растущий реестр Гордона — это органическая база
идентичности каждого встреченного им на жизненном пути человека,
которого художник в состоянии вспомнить. Можно сказать, что это
скорее кинетическое произведение, согласовывающее жест и память,
нежели инертный архив формальных и неформальных наименований
каждого человека, жизнь которого пересекалась с жизнью художника.
(цитата из книги К. Гровье "Искусство после 1989 года"_
По сути просто список имен, напечатанных на виниле. Но поскольку это не единичная акция человека, не имеющего отношения к искусству, а одно из серии схожих произведений художника. А данный список является произведением это по той причине, что данный список размещен не в комнате, не в подъезде, а в институциях, где то или иное произведение признается хорошим мировым искусством.
Как художник могу сказать, что воплощение произведения в реальности ценно тем, что материал с которым работаешь обладает теми или иными физическими свойствами, которые открывают тебе новые глубины смыслов, новые интерпретации твоих идей. Например, в 2021 году я делала в галерее "Беляево" инсталляцию с борщевиками. И только когда они уже были покрашены в черный и установлены, стало видно, что помимо того, что они олицетворяют заброшенные сотни гектаров земли, борщевики очень похожи на толпу ядовитых колючих людей.
Все очень индивидуально. Каждый концептуальный художественный проект дает материальному объекту свое конкретное значение. У художника, который работает с идеями, все продумано, в том числе вещь. Если она есть, то она для... Читать далее
Основатель студии оформления МОСТ. графический... · 6 нояб 2021
Необходимо это для развития изобразительного искусства, Может это дать рост. Художнику это может дать решённую задачу. Вы будете удивлены, но всё тоже самое при выполнении эволюции и революции изобразительного искусства... Читать далее