Да, это действительно так (насколько возможно дать объективный ответ по поводу популярности). На мой взгляд, дело здесь в следующем.
Действительно, искусство Рима всегда испытывала влияние Греции. И не просто влияние на свое собственного самобытное искусство, но и создавало копии. Например, работы Поликлета, Мирона и Фидия нам известны именно по римским копиям греческих оригиналов (так что по сути, изучая высокую греческую классику мы изучаем фактически римское искусство). Для римлян греческое искусство быстро стало идеалом для ориентации, что вовсе не отрицает его самобытность.
Немного иная ситуация в архитектуре, где Рим пораждает новые архитектурные формы. Триумфальные арки, акведуки, амфитеатры и термы знакомы обычно большому количеству людей. Ну а римская храмовая архитектура правда имеет в основу греческую храмовую. Так что здесь для массового зрителя действительно логичнее обратиться к Парфенону, хотя кто не слышал о куполе Пантеона? Где рождается новое для искусство - туда смещается наш фокус интереса.
Римское самобытное искусство, эпохи Республики или когда от Греции берется только художественный язык, чаще всего построено на идеологии и репрезентации власти Рима. Чтобы его воспринимать адекватно необходимо знать историю Рима. Греческое искусство, на мой взгляд, в популярных памятниках проще для восприятия контекста. Именно потому что первична форма и художественный язык (тот же Поликлет). Греция ставит во главу угла искусство как таковое (если грубо обобщить, а контект только шире даст понимание), Рим с помощью искусства доносит политическую или социальную идею.
Интересный момент. До 19 века искусство Греции вообще было известно европейскому зрителю только через призму Рима. Ренессанс возрождал именно римскую античность, думая что возрождает греческую. Возможно, такое смещение и замещение происходит и до сих пор. И смотря на римскую статую, вы думаете, что смотрите на греческую?
Но мне кажется, в любом случае эту тенденцию нужно менять:) Искусство Рима прекрасно, даже если вы не знаете его историю.
Добавлю также теорию о влиянии Винкельмана на популяризацию искусства именно Греции, нежели Рима.
Искусство Ренессанса в свое время обращалось к античности, но именно римской античности (здесь причины как в территориях... Читать далее
К сожалению, Вы предлагаете для 76-летнего... · 3 сент 2021
Искусство Римской империи развивалось на базе Древнегреческого искусства, и чтобы понять европейское искусство в период рабовладельческого строя, целесообразно обратиться в первую очередь к его истокам, Искусству Древней Греции.
Очень просто: изначальная вторичность римского, однозначность милитаристской окраской всего римского, римский прагматизм и конкретная заземлённость - греческая -универсальна, реальное "детство человечества" (Маркс), а... Читать далее
историк-архивист. интересы сугубо гуманитарные... · 4 сент 2021
- ну, во-первых потому, что оно в художественном отношении первично. А, во-вторых, потому, что оно классически совершенно и соотносится с римским примерно так же, как высокое Возрождение с маньеризмом. Разумеется, и там, и там... Читать далее