Если коротко - нельзя. Можно вспомнить основателей культурологии, Аристотеля, например. По его классификации историей занимается только один жанр из трех возможных - эпос. Конечно, с той поры появилась аграменная куча жанров, поджанров, направлений, видов искусств и т.д. Но основные-то положения Аристотелевой философии остались неизменными, и эпос остался эпосом. Т.е. таким произведением, в котором обязательно присутствует хитросплетение нескольких сюжетов. А вот такие жанры как лирика и трагедия (а других тогда не было, и даже комедия была по жанровым признакам идентична трагедии) не обязаны интересоваться историей. Причем, если в трагедии это еще как-то допустимо, то лирика категорически этого не выносит, ибо бессюжетна по определению.
Нынешние философы и культурологи не так строги, как дедушка Аристотель, и художникам позволено многое. Некоторые вообще считают, что в творчестве запретов быть не может. Я, кстати, тоже как-то больше склоняюсь к этому, правда, с некоторыми оговорками. Например, использование экстремальных красок при решении собственного замысла требуют и экстремально убедительных оправданий такого использования. Стоит, например, сматерившись со сцены или раздевшись там догола, не убедить на все 100 зрителя, что иначе было невозможно, мат или нагота тут же становится не художественной краской, а простой пошлостью или провокацией. Но если убедил - зеленый свет. То есть все можно. Но! Если все можно, то уж конечно же вообще не вступать во взаимоотношениями со временем можно тоже. Больше того, не так уж и мало великих произведений, в которых время оборачивается вечностью, и его размерность или точная локация не просто не нужны, а и могут навредить. Любую трагедию Шекспира возьмите - темы и образы могут быть реализованы вне времени вообще. А вот хроники его же - тут уж, извините, имейте историю в виду и не выеживайтесь.
Резюме такое - связываться в искусстве с историей, отражать ее или игнорить - дело художника. И еще немного культуры, которая все расставляет по своим местам. Именно она определит со временем ты про историю, про отражение актуальности, или ты про вечность.
Кстати, художники в этих вопросах могут и ошибаться, культура почти никогда. И сохраняет она в массе как раз то, что вне времени, даже если авторы стремились к актуальности.