Можно ли сегодня продвинуться художнику, не имея странички в данной социальной сети, и может ли профиль в Instagram иногда заменять полноценное портфолио?
Нет. Для художника, соцсети — это инструмент поддержания связи с коллегами. Галеристы, кураторы и коллекционеры знают всё, что им нужно знать о художнике, из его каталога, личного общения, и CV. Ничто, происходящее на инстаграме, просто физически не может влиять на успех художника среди гейткиперов, потому что никто в этой среде не покупает за лайки.
Именно поэтому у существенной части признанных современных художников вообще нет саморепрезентации в сети — ни каналов, ни блогов, ни сайтов, ничего. Им не нужно — их репрезентируют галереи, статьи на Вики, интервью в Артфоруме и т.д. Даже инстаграм Хёрста существует в первую очередь из-за его личной инициативы делать работы для коллекционеров из среднего класса (как с одноточечными картинами). Ну и потому что комиксовым злодеям нужно быть чуть-чуть популистами.
В то же время, как инструмент социализации и пассивного присутствия — соцсети незаменимы. Я всегда массово подписываюсь на художников после сезона открытых студий, и слежу за многими уже не один год — но в том числе потому, мы все die moorsoldaten. Теоретически, никто не мешает Гагосяну или Мариан Гудман заниматься тем же, но им просто незачем. Даже галеристы средней руки, по моим наблюдениям, могут что-то писать на инстаграм, но никогда не листают ленту сами.
Ну и наверное стоит упомянуть, что сам термин "instagram art" — работы для собирания лайков в соцсетях — в художественной среде используется в качестве дерогатива, именно потому что заранее подразумевает тупиковость самой стратегии.