Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Были ли в Средние века кубисты, а в Римской империи импрессионисты? Почему разным эпохам соответствуют определенные виды живописи?

ИсторияИскусство и культура+1
Анонимный вопрос
  ·   · 20,4 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 22 мая 2023  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Утвердительный ответ возможен только с оговоркой «совсем в другом смысле», которая автоматически ставит другую проблему: насколько другим этот смысл вообще в принципе может быть? Под определённым углом и кубизм не кубизм: художники 1910-х не пользовались абсолютным согласием по этим вопросам.
К примеру, Виллар де Оннекур исследовал параллели между формами животных и геометрическими фигурами — квадратами, треугольниками, пятиконечными звёздами и т.д. В принципе, в этом есть параллель с кубизмом. Но для Оннекура эта связь была символической, нежели пиктографической, и тем более не динамической, как её воспринимали Брак и Пикассо. 
С Средневековье также была абстрактная иллюстрация — цветовые панели, изображающие теологические концепции или отрывки из Библии. Они часто похожи на творчество Малевича, Поллока и Ротко — но очевидно, их интенция не имела ничего общего с формализмом или экспрессией в контексте промышленной революции, Ницше и водородной бомбы.
То есть, вне исторического контекста можно найти множество необычных пересечений, которые существенно обогащают наше представление и об искусстве прошлого, и о корнях настоящего. Некоторые открытия повторялись. Многие вещи распространённее, чем можно было предположить. И так далее.
Но во-первых, чисто формальный подход подрезает и содержательную часть тоже, а во-вторых — как бы эти параллели ни были интересны, они ничего не проясняют в искусстве Средневековья самом по себе. Мы всё равно должны опираться на источники периода, которых всегда по умолчанию слишком мало.
Это в свою очередь отвечает на второй вопрос. Искусство не редуцируется до своей среды, но почти всегда с ней плотно взаимодействует. Искусство Средневековья вышло из столкновения нескольких визуальных культур, ни одна из которых не была постреволюционной Францией. Оно знало и использовало геометрию для своих целей — но для кубизма недостаточно просто знать, что такое куб. Ему требуются кинематограф, африканские маски, ненависть и Сезанн.
Это неплохо. Если бы в каждой эпохе был свой кружок каждого типа живописи, «супрематисты палеолита», её можно было бы объявить исчерпанной и, наверное, кони двинуть.
1 эксперт согласен
Я филолог-германист, специалист в области...  · 29 мая 2023
А в 20 веке произошло вот что: развилась и стала доступна широким массам фотография. Она взяла на себя очень многие функции, которые раньше поручались художникам. Художникам грозила безработица. Многие занялись «халтурой» по... Читать далее
Автор ответов на Яндекс Кью. Опытный пользователь...  · 27 мая 2023
🌟 В средние века кубизма не было, так как кубизм возник в начале 20 века. И в Римской империи не было импрессионизма, так как это направление возникло в конце 19 века. Разным эпохам соответствуют определенные виды живописи... Читать далее
В средние века кубизма не было, не потому, что "кубизм возник в начале 20 века." Вопрос в том, почему он возник... Читать дальше
любитель поп-культуры, мемемалист, шар  · 17 мая 2017
Я не искусствовед, чтобы все с ума сходили, но вспомню кое-что из школьной музыкальной программы. Абсолютно не претендую на экспертность. А теперь к вопросу. Наверняка были. Какой-нибудь Иоланиус в своей каморке рисовал... Читать далее
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат истори...  · 17 мая 2017  ·
dies_civilis
И импрессионизм, и кубизм есть такие направления, которые возможны лишь в свете определенного отношения к искусству. Если Вы вспомните, импрессионистов публика приняла далеко не сразу, а судьбы пост-импрессионистов тем более... Читать далее