Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как мы можем понять, что перед нами шедевр?

Шедевр - уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства… Но как понять, что перед нами шедевр… ? Что надо почувствовать, чтобы понять, что это произведение – шедевр? Какими надо обладать знаниями или чувствами для такой оценки? Каким должен быть человек, чтобы без оглядки на общественное мнение, он мог оценить шедевр.
Или может быть все дело в случае, и если Виченцо Перуджа украл не Мону Лизу а Даму с горностаями, то сейчас туристы толпились в Кракове, а не в Лувре?
А как думаете Вы?
Искусство и культураИскусство+1
Владимир Быков
  ·   · 17,6 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 27 нояб 2022  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Шедеврами вообще как бы не обязательно мыслить.
Формальная генеалогия шедевра как экзаменационной работы для гильдии (где принимающие занимались в первую очередь только QA), и его эссенциалистский южный вариант чего-то, вышедшего из-под гения — не устарели, конечно, но мало кого в сегодняшнем мире вообще устроят. То есть, сам термин ни к чему особенно не привязан, и наполняется тем содержанием, которое удобно сказующему по ходу дела. В большинстве случаев такое провозглашение можно было бы заменить на “мне нравится”, что было бы честнее и без потери смысла. 
Антропологически, всё это можно вписать в процесс культурной эволюции, равный для предметов искусства и любой технологии: Анйалык придумал новую обшивку байдары, Напагйак додумал к ней мачту. Мы знаем, что это “шедевр” потому, что они не тонут.
В этом смысле переход художника, допустим, с MFA программы к галерейному представительству — уже подразумевает признание какого-то body of work зрелой работой, заслуживающей места на рынке (по северной генеалогии), а художника — достойным чтецом и аэдом культурных кодов (по южной). Никто не называет это шедевром — потому что, см. выше, шедеврами не обязательно мыслить — но, антропологически, процесс идентичен.
Это также разбивает одно монолитное понятие о шедевре на цепочку последовательных признаний. К примеру, современный поэт может сначала получить какое-то одобрение в народном паблике, затем через несколько лет — на курируемой сетевой платформе, затем ещё через несколько лет в печатном журнале, и наконец ещё через несколько лет в книге. Каждый из этих переходов является моментом цеховой инициации.
Ну и некоторые переходы могут ощущаться чисто интуитивно — качественные сдвиги внутри уже зрелого корпуса, когда формальные признания давно пройдены, да и учиться автору вроде бы уже нечему. Поздние пьесы Шекспира, Pinturas Negras, первая глава “Pale King”, вот это всё.
Итого — тут нет никакой одной ситуации оценки, о которой можно было бы сказать, как именно она происходит; есть множество похожих ситуаций, в которых признание происходит по множеству разных причин, от следования формальным канонам до личного впечатления. Эти причины могут входить в противоречие даже в одной и той же работе. Так что в целом даже о категории признаний вроде отбора работ на соло выставку в Цвирнер — можно что-то сказать только в самых общих чертах, галереи-любят-большое except when they don’t. Каждая ситуация будет по-своему уникальной.
Не говоря уже о том, что мы не обязательно “можем понять, что перед нами шедевр”. Многие не могут. Многое не шедевр. Мотивация поисков точных определений может исходить из жара культурных войн, любовь к мастерству принимать формы Сталинского "но он жэ мастэр". Даже если эстетика имеет онтологическую реальность, эта реальность может быть недоступна. И так далее. 
В конечном итоге есть только непосредственный опыт взаимодействия с конкретной работой, и попытки что-то о нём сказать.
Любое понимание шедевра - это субъективная и объективная оценка. 
историк идей, теоретик литературы  · 27 нояб 2022
Первый признак шедевра — что все вокруг него начинают учиться. Художники учатся композиции или колориту, критики учатся лучше писать критику, философы учатся находить правильные примеры и быть понятнее слушателям, историки... Читать далее
Шедевр ( "вокруг которого начинают все учиться") рискует   рано или поздно стать шаблоном , учебным пособием... Читать дальше
Хватит уже обесценивать образное мышление, его...  · 7 янв 2023
Буду говорить в основном о художественной литературе. Шедевральность произведения редко основывается только на внешнем - стиле и композиции, прямолинейном содержании сюжета (явный смысл тоже относится к внешнему). Шедевр... Читать далее
Глубокоуважаемая Ирина Чорлия! Моё мнение по вопросу о шедеврах во многом совпадает с Вашим. Хотелось бы только в... Читать дальше
Говори о себе, как о Боге, думай о себе, как о...  · 19 мар 2023
В Вашем вопросе чувствуется какая-то бессмысленность. Ведь если обыватель может определить шедевр, то шедевр шедевром быть не может. Шедевр же обывателем определён быть не может. Ибо шедевр призван сформировать того обывателя... Читать далее
Я знаю много и давно живу. "Простой инженер".  · 27 нояб 2022
Шедевр - экзаменационное изделие, которое подмастерье должен был сделать, чтобы стать мастером. Является или нет изготовленный шедевр пропуском в славную гильдию мастеров, решала комиссия из этих мастеров. Комиссия профессионало... Читать далее
Выскажу свое сугубо личное мнение. Квалификация произведение искусства как "шедевр" (в современном понимании этого... Читать дальше
Я очин тут питаюсь О.   · 6 янв 2023
Так "шедевральность" обществом оценивается уже во многом после оценки авторитета. Я видел художников, чей уровень был для меня шедевральным. И их покупали. Но для широкой аудитории они могли оставаться просто "одними из". Я... Читать далее