Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как мы можем понять, что перед нами шедевр?

Шедевр - уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства… Но как понять, что перед нами шедевр… ? Что надо почувствовать, чтобы понять, что это произведение – шедевр? Какими надо обладать знаниями или чувствами для такой оценки? Каким должен быть человек, чтобы без оглядки на общественное мнение, он мог оценить шедевр.
Или может быть все дело в случае, и если Виченцо Перуджа украл не Мону Лизу а Даму с горностаями, то сейчас туристы толпились в Кракове, а не в Лувре?
А как думаете Вы?
Искусство и культураИскусство+1
Владимир Быков
  ·   · 17,8 K
Хватит уже обесценивать образное мышление, его...  · 7 янв 2023
Буду говорить в основном о художественной литературе. Шедевральность произведения редко основывается только на внешнем - стиле и композиции, прямолинейном содержании сюжета (явный смысл тоже относится к внешнему). Шедевр подразумевает наличие скрытого за художественными образами смысла. Если произведение не подразумевает скрытого смысла, то нужно очень постараться, чтобы оно стало шедевром за счет только внешних средств, тогда внешнее должно быть безукоризненно и уникально одновременно по меркам данного жанра.   
В художественном произведении образы выражены тропами (образными речевыми оборотами), однако понимание скрытого смысла к ним не сводится. Прямолинейно выраженное тоже можно и нужно в художественном произведении понимать двояко в прямом и переносном смысле. 
И тут в шедевре обнаруживается интересная закономерность (!): понятое в переносном значении прямолинейное выражение и образы СОВПАДАЮТ, образуют единство, если они при этом ещё и выражают универсальность и архетипическую значимость плюс шедевральность внешнего (тут, прежде всего, стиля), то перед вами - определённо шедевр. Что касается внешнего, оно может несколько уступать смысловому посылу произведения, однако, стиль в любом случае должен быть достойным, авторским, лишённым речевых штампов. 
Тут нужно пояснить, во-первых, автор осознанно никогда не вкладывает скрытые смыслы в свои тексты, это происходит неосознанно, и профессионал всегда может сказать о произведении больше, чем автор предполагал донести. И, во-вторых, о многозначности интерпретаций: как следует из второго абзаца моего ответа, понимание образа, как правило, вытекает их неких прямолинейно выраженных деталей этого же текста и дейксисов, а значит многозначность трактовок не может быть правилом. Как правило, в самом тексте есть указания на то, как нужно понимать образ. Что, конечно, не касается картин, в частности, такой как "Черный квадрат", но и тут весомость и универсальность даёт возможность трактовки скрытого смысла. Однако, если говорить о картинах, то однозначность трактовок образов художника, особенно если они повторяющиеся, можно искать в его биографии, дневниковых записях и так далее. Впрочем, так же искать нужно и значения образов в произведениях Кафки, например. 
Есть жанры в литературе, которые сами по себе не предполагают скрытого смысла и вполне могут выполнять свою задачу за счет динамичного, увлекательного сюжета и игрой на острых ощущениях. Именно такую литературу и называют - бульварной, одноразовой. Если такие произведения обнаруживаются в классике, то они берут образцовостью по значимым критериям данного жанра. Это - детективы, триллеры, эротика… Однако, скрытые смыслы не мешают и этим жанрам, и если они обнаруживаются в них, то придают произведению гораздо большую весомость. Именно умение понимать текст в переносном смысле и даёт человеку возможность определить, скрыт ли в нём какой-то смысл, поскольку и этот смысл должен логически сложится в картинку, никакой нескладушки там быть не может. Нескладушка и есть отсутствие скрытого смысла. 
Глубокоуважаемая Ирина Чорлия! Моё мнение по вопросу о шедеврах во многом совпадает с Вашим. Хотелось бы только в... Читать дальше
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 27 нояб 2022  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Шедеврами вообще как бы не обязательно мыслить. Формальная генеалогия шедевра как экзаменационной работы для гильдии (где принимающие занимались в первую очередь только QA), и его эссенциалистский южный вариант чего-то... Читать далее
Любое понимание шедевра - это субъективная и объективная оценка. 
историк идей, теоретик литературы  · 27 нояб 2022
Первый признак шедевра — что все вокруг него начинают учиться. Художники учатся композиции или колориту, критики учатся лучше писать критику, философы учатся находить правильные примеры и быть понятнее слушателям, историки... Читать далее
Шедевр ( "вокруг которого начинают все учиться") рискует   рано или поздно стать шаблоном , учебным пособием... Читать дальше
Говори о себе, как о Боге, думай о себе, как о...  · 19 мар 2023
В Вашем вопросе чувствуется какая-то бессмысленность. Ведь если обыватель может определить шедевр, то шедевр шедевром быть не может. Шедевр же обывателем определён быть не может. Ибо шедевр призван сформировать того обывателя... Читать далее
Я знаю много и давно живу. "Простой инженер".  · 27 нояб 2022
Шедевр - экзаменационное изделие, которое подмастерье должен был сделать, чтобы стать мастером. Является или нет изготовленный шедевр пропуском в славную гильдию мастеров, решала комиссия из этих мастеров. Комиссия профессионало... Читать далее
Выскажу свое сугубо личное мнение. Квалификация произведение искусства как "шедевр" (в современном понимании этого... Читать дальше
Я очин тут питаюсь О.   · 6 янв 2023
Так "шедевральность" обществом оценивается уже во многом после оценки авторитета. Я видел художников, чей уровень был для меня шедевральным. И их покупали. Но для широкой аудитории они могли оставаться просто "одними из". Я... Читать далее