Во все времена государство требовало от иностранцев ясно обозначить маршрут следования: где они будут выезжать потом из страны, что будут делать, через какие города следовать. Виза — наиболее простой способ формализации этого опроса, так как в ней указывается срок пребывания, и такая формализация окончательно утверждается после Первой мировой войны, когда транспортная сеть уже не позволяет контролировать перемещения внутри страны и отклонения от обозначенного маршрута, но полиция способна выявлять иностранцев. В первой половине XIX века визой называлась проверка паспорта после указания маршрута, "визирование" паспорта, а отклониться от маршрута было трудно, учитывая особенности сообщения между городами в эпоху конного транспорта и кораблей. Если говорить о русских аристократах и русских художниках XIX века, то первым достаточно было иметь исправный заграничный паспорт, но его выдавали по указанию Государя Императора (Николай I лично рассматривал вопросы о выезде, и например, Пушкин был невыездным), и при этом оплатить довольно высокую пошлину, от которой освобождались только едущие в командировку или на лечение по рекомендации лицензированного врача — именно так, на лечение, выезжали за границу русские писатели XIX века. А художники командировались Академией, в командировочном листе указывалось, куда и зачем они едут, и по нему и пускали в другие страны.