Эффективность труда выражает степень результативности труда при наименьших трудовых затратах.
Если подходить к определению творческого труда формально, то есть, если обозначить всю деятельность, например, архитектора как творческую (то есть просто - по трудовой книжке архитектор - профессия творческая, значит занимается творческим трудом), то да, развитие технологий однозначно повышает производительность творческого труда за счет сокращения трудовых затрат и, в некоторых случаях, за счет повышения качества (сокращения ошибок и т.д.)
Но если творческим трудом называть только ту часть деятельности, в которой происходит непосредственно творчество (и на которое творческий работник в среднем тратит хорошо если 10% своего рабочего времени), то, я считаю, технологии никакого существенного преимущества не дают, во всяком случае современные.
Я доказываю для себя это таким образом — если бы новые технологии повышали эффективность творчества, то со временем человечество создавало бы все большее количество все более впечатляющих шедевров. Но этого, с моей точки зрения, не происходит. Из этого я делаю вывод (возможно ошибочный), что дело не в технологиях. Если бы Микеланджело дали вместо кистей и красок планшет с фотошопом, я сомневаюсь, что у нас было бы больше сикстинских капелл.
Я уверен, что принципиальным ограничителем эффективности творчества является человеческий мозг. Например, в процессе творческой деятельности необходим совершенно определенный период "отключения" от задачи - когда собрано и нагенерировано достаточное количество вариантов, нужно просто перестать заниматься творчеством и дать возможность подсознанию проделать часть работы, подведя человека к интуитивному решению. Само наличие этого этапа не позволяет сократить цикл творческой деятельности и повысить ее эффективность. В этом цикле технологиям просто нечего добавить.
Я вспоминаю интервью с каким-то ученым - у него спрашивали, мол, а правда ли есть такие таблетки, которые повышают эффективность умственного труда. Он ответил что-то типа, если бы такие таблетки существовали, то все ученые сразу же их скупили бы на 50 лет вперед. и мы бы об этом знали. Вывод: нельзя технологиями заставить мозг думать быстрее и лучше.
Технологии однозначно повышают эффективность творческого работника, но, с моей точки зрения, вообще никак не влияют на творческую компоненту труда. Это, кстати, не означает, что эту компоненту нельзя развить. Можно. Но технология тут не новая, а старая как мир — опыт. Опыт не только профессиональный, но и вообще жизненный, бытовой, эмоциональный. Это делает и будет делать роль личности в творчестве важнее любых новых технологий.