Веранда как архитектурная форма крытой галереи известна еще в допетровской архитектуре центральной и северной России как "гульбище" или "сени" в значении галереи ("сени новые, кленовые, решетчатые", то есть с особым заграждением, как у балкона). Веранда, как навес от жары была необходимым элементом южного дома в Российской империи от Молдавии до Туркестана: достаточно вспомнить кавказскую саклю. Такие дома с обязательной верандой строились по всему Кавказу, но и в южных областях Великороссии и Малороссии. В жаркое время там шла жизнь, в самом доме было слишком душно. В центральной России эти веранды, и называвшиеся общим термином "сени" (т. е. тень, тенистое место), обычно были глухо закрыты досками, из-за особенностей холодного и дождливого климата, представляя собой коридор сбоку избы: там спали летом так же, как в южных областях — на открытых верандах. Сени быстрее приходили в негодность, чем сама изба, поэтому и приходилось строить "сени новые мои". Застекленная веранда появляется в конце XIX века благодаря удешевлению стекла, распространяясь с юга на север, и в мещанских, и в зажиточных крестьянских домах. Можно посмотреть старые фотографии, например, города Орла, чтобы увидеть множество домов с такими застекленными верандами-галереями, через которые выходили и на улицу, и во внутренний двор: сейчас они воспринимаются как коридор или балкон. Часто бывшие сени перестраивали или превращали в застекленную веранду, просто вставляя окна. Кроме того в городах, особенно южных, в конце XIX и начале XX века были веранды-галереи в многоквартирных и многоэтажных домах, заменявшие общий коридор и балкон, некоторые такие "дома-галереи" сохранились даже в Москве. Эти веранды, как правило, не застеклялись, так как это было общественное, а не частное пространство, которое надо скрывать от посторонних взглядов.