Мне кажется в том-то и состоит особенность архитектуры, что на такой вопрос нельзя ответить однозначно. Архитектура - это проектная деятельность, в том смысле, что "производственный процесс" осуществляется в разовом цикле одного проекта. Следующий проект может быть похожим, а может быть совсем другим. Сегодня вы общаетесь с частным заказчиком, который хочет построить домик, а завтра с госкорпорацией, которая хочет застроить микрорайон. Даже само определение "заказчик" будет разным - в одном случае - это и плательщик, и пользователь объекта в одном лице; а в другом случае заказчик - это вообще собирательный образ, представленный комитетом принимающих решение, часто с плавающим составом. Поэтому "самое главное" будет в каждом случае разное.
Если же говорить общо, то общение архитектора и заказчика подчиняется универсальным принципам коммуникации. Самое главное в общении - услышать и быть услышанным.
Архитектору важно услышать заказчика, узнать достоверную (не искаженную эмоциональным состоянием, недостатком знаний) информацию о его потребностях, желаниях, но в том числе и о его ограничениях и неприязнях. Затем архитектору важно донести информацию о своем видении, решениях и убедиться, что информация воспринята верно и полностью.
Специфическим моментом общения заказчика и архитектора является то, что их общение изначально ассиметрично. Архитектор и заказчик обычно обладают совершенно разными уровнями знаний относительно объекта проектирования. Архитектор обладает колоссальными знаниями, но, как правило, обладает очень малой властью. Заказчик, наоборот, обладает огромной властью, но при этом часто не обладает профессиональными знаниями.
Если говорить о специфических моментах, то, я считаю, для архитектора в процессе общения с заказчиком, крайне важно то, что по-английски называется assuming leadership, то есть принятие на себя лидирующей роли. Это означает, что в изначально ассиметричных отношениях архитектор-заказчик, архитектор должен, обязан изначально обозначить и затем отстаивать свою позицию творческого (а иногда и технического, и организационного) лидера. Архитектор - художник, но его картины пишут руки других людей, красками, купленными за чужой счет; если архитектор не сможет закрепить за собой лидерство, то картина просто не получится. Поэтому в отношениях архитектор-заказчик, архитектору важно не только донести до заказчика замысел и убедиться, что этот замысел правильно понят, но и донести до заказчику мысль, идею, правило, защищающего его (архитектора) права на лидерство. И это не разовое мероприятие, а целая система коммуникаций, пронизывающая все общение архитектора и заказчика.