Проектирую в основном по госконтрактам. Три главные проблемы, с которыми мы сталкиваемся достаточно часто.
- Некомпетентность заказчика (как представляется, это уже стало общим местом). У людей базовое (высшее) образование: музыкальное, медицинское, институт культуры и т.д. Какое угодно, кроме профильного.
Очень часто должностное лицо в структуре заказчика - строитель. Буквально, один человек понимает, как выполнить разводку по слаботочным шкафам, другой знает способы вязки арматуры. Но все они имеют весьма условное представление о нормативах и порядке проектирования.
Регулярно отправляю на почту людям ссылки на 87 ПП РФ, статьи Градкодекса, СНиП "Положение о главном инженере/архитекторе проекта…", ГОСТы по рабочей документации и т.д. Часто этого оказывается недостаточно. Требуется ещё и объяснить, на какой странице конкретного документа прописан тот или иной норматив.
Есть ощущение, что всё это имеет истоки ещё в 1917 г. Когда молодое Советское государство решило, что любая кухарка может управлять государством. С тех пор немногое изменилось.
Эта проблема имеет ещё один тонкий момент, чисто психологический. Как объяснить заказчику, что он некомпетентен, но так, чтобы после этого с ним можно было бы работать дальше?
- Изначально, принимая решение работать по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в качестве преимущества, мы понимали, что госконтракт, в отличие от частного договора, нельзя изменить. Оказалось, что "в действительности всё не так, как на самом деле" (с) Изменить нельзя, но пересогласовывать колерный паспорт, планировки, раздел ТХ, трассировки сетей можно практически бесконечно.
Особенно этим грешат заказчики из структуры росатома и российских ж/д. Такой инсайт.
- Отсюда вытекает ещё одна проблема. Срок в договоре установлен жёсткий, проверяющие инстанции регулярно требую отчёты и графики оформления документации. Штрафные санкции копеечные, так что нарушение сроков с этой точки зрения не критично. Но в напряжённой ситуации заказчик, чтобы не подставляться перед головной организацией, готов расторгнуть контракт. Аванса нет, деньги исполнителям заплачены, записываем объект в убытки и приступаем к решению вопросов с предотвращением попадания в Реестр недобросовестных поставщиков.
Являются эти проблемы ещё и вызовами? Возможно. Но всё это не имеет никакого отношения к работе архитектора (или шире - проектировщика)