Прямо сейчас (октябрь 2022) основной вызов/проблема состоит в том, что наработанные решения по материалам и технологиям надо отложить и начинать почти заново. Мы работаем с коммерческими интерьерами и у нас практически все связано с зарубежными брендами. Одни бренды уходят, другие еще не пришли, это приводит к большой кутерьме при проектировании.
Нельзя, как раньше, просто заложить материал/оборудование, более того, мало убедиться в том, что материал/оборудование доступен. Часто приходится закладывать необходимость многократного переспецифицирования и связанного с ним перепроектирования. Это не неразрешимая проблема, но шаблон ломает конкретно. И да, я говорю только о доступности материалов/изделий/технологий, стоимость - это отдельная история.
На последний проектах спецификация на 95% отличается от той, что была год назад, причем о половине материалов год назад я даже не слышал.
Другой момент, сильно связанный с первым, заказчики стали гораздо менее последовательными. Бросает из крайности в крайность, причем, такое ощущение, что не от самодурства, а на основе какого-то панического беспокойства. Это очень неконструктивное поведение, которое мешает в первую очередь самому заказчику, но и нам достается. Наш средний заказчик не умеет и не привык находится в условиях отсутствия контроля за ситуацией. Если раньше было желательно быть гибким, сейчас к этому вынуждает ситуация и немногие в этом столкновении с реальностью находят оптимальную траекторию.
Третий момент, боюсь, что тоже связанный с первым и вторым, это общее снижение потребности в сложных в творческом смысле решениях на проектах. Идет вынужденное упрощение, но не только из-за оскудения рынка, а из-за еще большего сужения горизонта планирования. То есть буквально - "делаем то, что работает сейчас, неважно как это будет работать завтра". Я надеюсь, что эффект временный.