Добрый день, Михаил!
С 1 июля 2021 года ФНС стала бесплатно выдавать электронные подписи руководителям коммерческих организаций и ИП.
До конца 2021 года электронную подпись можно получить в любом аккредитованном УЦ.
C 1 января 2022 года квалифицированные электронные подписи (КЭП) для ИП, нотариусов, юрлиц, а также лиц, уполномоченных действовать от имени юридического лица без доверенности, будет выпускать Федеральная Налоговая служба РФ.
Квалифицированные ЭП для кредитных организаций, операторов платёжных систем, некредитных финансовых организаций и ИП будет выпускать Удостоверяющий центр Центробанка России;
Квалифицированные ЭП для должностных лиц госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных госоргану или органу местного самоуправления организаций будет выпускать Удостоверяющий центр Федерального Казначейства.
Важно! Если до 31 декабря 2021 года УЦ, аккредитованный по новым требованиям 63-ФЗ, выдал ЭП, то такая подпись продолжит действовать до конца своего срока. После этого её нужно будет заменить по новым правилам.
Выдача сертификатов КЭП будет осуществляться с учётом ряда особенностей:
- УЦ ФНС будет выпускать бесплатные сертификаты КЭП только для юрлиц, ИП и нотариусов
- Выпуском квалифицированных сертификатов для физлиц, а также лиц, уполномоченных действовать от имени юрлица по доверенности, по-прежнему будут заниматься коммерческие аккредитованные удостоверяющие центры
- Выдавать сертификаты КЭП для юрлиц, ИП и нотариусов будут территориальные налоговые органы. Чтобы получить сертификат, заявителю при личной явке потребуется подать пакет документов, включающий заявление на выпуск электронной подписи, паспорт и СНИЛС, а также пройти процедуру идентификации
- Сертификат будет записываться за ключевой физический носитель, который предоставит заявитель. Носитель должен быть сертифицирован ФСТЭК или ФСБ. Удостоверяющий центр ФНС будет поддерживать физические USB-носители (Тип-А), в том числе:
- Рутокен ЭЦП 2.0
- Рутокен Lite
- Рутокен S
- ESMART Token
- ESMART Token ГОСТ
- JaCarta ГОСТ
- JaCarta-2 ГОСТ
- JaCarta LT
- прочие носители, которые соответствуют установленным требованиям
Для получения сертификата можно использовать как уже имеющиеся ключевые носители, соответствующие установленным требованиям, так и приобретённые у дистрибьюторов или непосредственно у производителей. В одном носителе одновременно может храниться до 32 экземпляров электронной подписи или сертификатов КЭП.
Электронные подписи, выпущенные Удостоверяющим центром ФНС, будут обслуживаться сотрудниками Службы технической поддержки ведомства. Обратиться за консультацией можно по номеру телефона Единого контакт-центра ФНС, указанного на официальном сайте.
Удачи вам.