Пропаганда атеизма конечно же действовала. Но надо учитывать то, что любая идеология под давлением усиливается. Не увеличивается количество её последователей, но в её последователи отбираются люди, которые вызывают уважение. Они придерживаются идеологии не исходя из конъюнктуры, а именно по убеждениям.
Да, например, вместо ста священников будет один. Но этот один будет, например, Александр Мень. Прошло уже 25 лет со дня как его убили, но переиздаются его книги, собираются семинары его памяти. Да, Горбачев и Ельцин обещали найти убийцу, не нашли. Его слово оказалось интересным и тем, кому обычно труднее воспринимать православие. Ученые, писатели, творческая интеллигенция Москвы собирались в его подмосковный приход, на службу, на его лекции.
Есть ошибочное мнение, что альтернатива религии это наука. Да, с наукой в СССР было все хорошо, хотя и в ней случалось разное. Например, лысенковщина -- это же история именно догматики в науке. Должны растения воспитываться и всё тут, тем более Сталин одобрил. Но наука отвечает только на часть вопросов религии.
Культ с поклонением личностям -- какая разница существующим или нет? Ленин и Сталин существовали реально, но их почитали как мифических героев. И им поклонялись как богам. Их труды -- необсуждаемый авторитет. Повсюду их памятники и портреты. Везде их цитаты. Я не вспоминаю столько раз Бога, сколько раз я в советской школе за день встречал портрет Ленина, цитату из Ленина, портреты Маркса и Энгельса, восхваление партии и призывы выполнить решения очередного съезда КПСС.
Идеология. Была религиозно православной, стала религиозно коммунистической. Верящих в коммунизм, в то, что он возможен и его надо строить, было, безусловно больше, чем сталинистов и ленинистов.
Культурная самоидентификация. Это более глубокий, чем идеологический пласт. Можно не знать и не разделять идей, но считать себя принадлежащим к советскому народу. Точно также и сейчас -- в одном и том же опросе люди отвечают -- вы православный? да -- 70%; вы верите в Бога -- да, 25%. И тут, повторюсь, нет ничего удивительного. Можно принадлежать к православной культуре и не быть верующим. Достоевский -- безусловно часть православной культуры. Но чтобы быть почитателем Достоевского не обязательно быть верующим. Толстой -- сам был непримиримым критиком православия, но когда церковь подтвердила "Толстой -- вне церкви", Толстой был страшно возмущен и возмущены его почитатели (и православные, и не православные). Потому, что все вместе ощущали свою принадлежность к одной культуре.
Разновидность этого вопроса: https://thequestion.ru/questions/262589/pochemu-posle-raspada-sssr-poyavilos-tak-mnogo-veruyushikh
И недавно собранные ссылки на тему актуальности религии:
Вас минусуют молодые мамкины ценники, которым сказали, что люди старшего поколения могут их в чём-то быть умней)
Но,почему нельзя верить в себя?Что мешает вложить веру в существующее создание,чем верить в мифическое существо?
По оценкам Левада-центра лишь 7% населения России можно причислять к православным на основании того, как часто они участвуют в церковных таинствах – исповедуются и причащаются. Как то это не похоже на "такую религиозную страну"
и что?f 93 а атеиста
Потому что умирать по-прежнему страшно. Умирать с уверенностью что там потом тебя ничто не ждет - страшнее. Вера в Бога дает смысл жизни и надежду на бессмертие. Верующий не одинок уже потому, что с ним Бог. И Бог его любит.
Потому, что для многих пожилых женщин это единственный путь выйти из дома, пообщаться с другими. Денег на большее у наших пенсионеров нет. Работала в церкви и видела прихожан от скуки.