а почему, собственно, русских писателей всерьез должно волновать мнение нобелевского комитета? в самом деле, если бы не огромный размер денежного вознаграждения, кого в мире бы интересовал выбор шведских академиков? если выбор в области физики или физиологии как-то еще претендует на объективность, то присужденные премии в области литературы способны расколоть даже самих выбирающих: вспомним лауреата 2004 года эльфриду елинек и кнута анлунда, покинувшего академию в знак протеста в связи с этим присуждением. я не помню, покидал ли кто-то комитет из-за кого-то из химиков или экономистов?
итак, насколько в самом деле авторитетно мнение шведских академиков? русских писателей, получивших нобелевку, — пятеро. шведов — семеро. при этом мне никогда не приходилось слышать про «великую шведскую литературу». за всё время существовании премии ее получили человек пять из азии и чуть меньше из африки, притом что азиатская литература имеет тысячелетнюю литературную традицию, а африканская... не имеет. но в представлении нобелевского комитета они сопоставимы.
да и сам выбор академиков по прошествии многих лет представляется всё более и более спорным. многие ли из неспециалистов знакомы с творчеством понтоппидана? а он нобелевский лауреат. а великий ибсен — нет. ни кафка, ни джойс, ни пруст, ни брехт, ни рильке, ни лорка, ни твен не стали достойными в глазах шведских специалистов. зато удостоились кардуччи, гьеллеруп, шпиттелер и карлфельдт с моммзеном. я не хочу сказать, что последние — плохие писатели. но кажется никто не станет спорить, что их вклад в мировую литературы несколько менее весом, чем некоторых из их менее «удачливых» современников.