Когда туристическая поездка доставляет нам удовольствие? Когда она позволяет вырваться из привычной рутины. Поэтому туризм – это форма взаимодействия с чем-то чужим, Другим.
Может показаться, что такое взаимодействие существовало всегда. Между тем, формы активного взаимодействия с принципиально чуждыми культурами стали появляться в Европе не так давно – в конце XIX - начале ХХ веков. Именно в это время появился массовый туризм (кстати, именно в это время появилась и антропология как наука о Другом).
До этого Другой был аттракционом – на него смотрели как на диковинное животное, а не как на Другого человека. В Европе и США долгое время существовали человеческие зоопарки – последние из них закрылись не так давно, в 1930-е годы.
Эта тенденция активного знакомства с Другим не успела существенно затронуть дореволюционную Россию. Поэтому у нас не появилось ни массового туризма, ни антропологии в европейском понимании слова. Что же касается советских форм взаимодействия с Другим, то они выглядели совсем иначе из-за того, что страна была закрыта.
Поэтому теперь, когда ситуация изменилась, для многих россиян туризм – это человеческий зоопарк с увеселениями. Это возможность встретиться с чем-то непривычным, одновременно не покидая привычной среды и знакомой компании. Россияне зачастую не любят и не желают учить иностранные языки, требуя обращения к себе на русском; они предпочитают держать чужую культуру на расстоянии и боятся впустить её в себя. Это первая и временная форма реакции на чужое: если возможность контактировать с другими культурами не исчезнет, то она вскоре уступит место менее агрессивным и более заинтересованным формам.