После третьего курса я уехал учиться во Францию. У нас был преподаватель французского на факультете. Он долго работал в Гренобле, много знал про французские школы: в какие из них реально уехать и получить грант. После второго курса уехало два человека, они рассказали как там, нам понравилось. Так у нас уехало полгруппы. У меня папа профессор, в те годы он тоже пытался получать гранты и работать за границей. Перспективы для физиков в России были непонятные. Может быть, сейчас в России что-то изменилось. Но вот папа всё ещё вынужден ездить. Он не может нормально зарабатывать и публиковаться в правильных журналах, будучи только в России. Ездит приглашенным профессором в разные страны на несколько месяцев.
Я параллельно закончил СПбГУ и École Polytechnique. Grandes Ecoles — высшая школа, общее название. École Polytechnique — самая известная из таких школ. Я занимался там теорией вероятности и её применением в финансах. Сложно сравнить, было ли в итоге обучение там лучше, чем здесь. Возможно, это было более перспективно, с точки зрения дальнейшей карьеры. Оттуда поступить проще: половина учеников остается во Франции, половина - уезжает в Англию. Даже если бы я доучился в Питере, в аспирантуру всё равно бы уехал в другую страну. Из 13 человек, с которыми я учился в СПбГУ, 9 в итоге уехали за границу.
Есть вещи, по которым я скучаю в России, но они в основном касаются каких-то детских воспоминаний. Здесь, чтобы на рыбалку пойти, нужна лицензия, и рыбу потом отпускать. Вот по таким вещам ещё скучаю. В лес за грибами сходить, в поход. Здесь это по-другому немножко выглядит. Здесь лес — это маленький участок, на котором ходит куча народа. На парк чем-то похож. Я как-то пошел гулять и немножко заблудился. Спросил у кого-то, а они такие: “Ты что, без GPSа сюда пришел?!”. У них какая-то карта была — чуть ли не миллиметровка, каждое дерево нарисовано. А о том, чтобы какие-то костры разводить... Я на самом деле не очень люблю, когда каким-то образом ограничивают свободу, но здесь её ограничивают в каком-то другом ключе. Я понимаю, что это всё необходимо, что если всё разрешить, то будет плохо. Но с другой стороны, я бы хотел, чтобы всем всё было запрещено, что лишнее, а мне как бы можно.