Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как в СССР противодействовали бегству звёзд в другие страны, когда театры (и т.д.) находились на гастролях за рубежом?

ИсторияКультура+2
Анонимный вопрос
  ·   · 10,4 K
Руковожу ИТ проектами по науке. Читаю сказки...  · 18 окт 2022
Зачем бежать, когда можно эмигрировать и зачем тратить ресурсы, то бишь противодействовать тому, что нигде больше не нужно? 
В первый раз с актерами-невозвращенцами СССР столкнулся в 1922-24 гг. Это, судя по всему, была самая большая группа беглых "звезд" за всю историю страны. Никто их не контролировал и ничего не произошло после их невозвращения. Место не вернувшейся Ольги Баклановой быстро заняла Любовь Орлова. Бакланова в Голливуде не прижилась, и кроме историков кино ее мало кто помнит.
"Певцы Большого Театра И. Д. Жадан, баритон А. А. Волков, актёр В. А. Блюменталь-Тамарин, актёр и директор Театра Вахтангова О. Ф. Глазунов и другие вместе с семьями ушли в 1941 году из дачного поселка Манихино вместе с немцами на запад."
Это не гастроли в обычном понимании, но добровольный уход с немцами 13 или 14 звездных певцов и актеров стал неприятностью для советского руководства. Наверное, это единственный случай, когда за побегом последовали репрессии. У Донатаса Баниониса противоположная судьба, - он не ушел со своим драмтеатром с отступающими из Литвы немцами в 1944м. Когда его в 1995-м московский журналист спросил почему он так поступил, Банионис быстро ответил, - "и кем бы я там стал?" О судьбе своих ушедших на Запад коллег по драмтеатру он был наслышан.
Так мы приходим к появлению 'отъездной' моды 70х. Без всяких бегов выехали завсегдатаи голубых огоньков 60х, - Лариса Мондрус, Аида Ведищева, Эмиль Горовец; из артистов балета, - солист Мариинского театра Валерий Панов; и ряд именитых советских актеров, включая упомянутого ниже Крамарова. Исключая того, что Крамарову никуда бежать не надо было, хотя его выезд потянет на целый роман. Но то верно, что артисты балета, как то Панов, устраивались гораздо лучше театральных актеров. Не считая Видова, менявшего заграничных жен (был у него еще один, особый талант).
Перебежчики на гастролях в 70-80х на этом фоне занимали малый процент и больше создавали проблем своим покровителям. Не так уж, чтобы сильно. Как и в случае с эмигрантами, на оставшихся в СССР семьях это никак не сказывалось, никакими "изгоями" они не становились. Жена и сын Горовца остались комфортно жить в новой кооперативной квартире; Лия Панова продолжила успешную тренерскую карьеру, а сын Панова, Андрей, с финансовой помощью отца, создал первую советскую панк-группу.
Какие-то фильмы как с актерами-эмигрантами, так и перебежчиками, действительно меньше показывали. Но, "Неуловимых мстителей" с Сичкиным (Буба Касторский), "Большую перемену" или "Джентльменов удачи"  с Крамаровым, никто не собирался убирать с эфира.
Зарубежные гастроли советских артистов это никак не останавливало. На моей памяти в NY середины 70х приезжали достаточно артистов, от московского цирка до тенора с Украинской ССР Соловьяненко. Последний заинтриговал публику своим ультра-модным синтетическим костюмом бордового цвета. В СССР тогда смутно представляли, как одеваются за границей обычный люди. На счет того, что в каждой труппе обязательно были сопровождающие сотрудники КГБ, это ближе к городским легендам. Плавно переходящим в историю, что каждый второй выезжающий актер был тайным осведомителем или даже сотрудником этой организации. У КГБ в то время своих беглецов хватало, как и достаточно было людей из аппарата культурного атташе посольств для "присмотра". 
Так время дошло до 1988 года, когда произошел, наверное, первый случай "возврата беглеца". Выслушав в полиции, творческого человека из СССР посадили на первый обратный рейс в Москву. Декада творческих беглецов умерла.
С февраля в основном пишу здесьПерейти на pikabu.ru/@Yogibear
РИО объединяет усилия общества, государства...  · 18 окт 2022  · historyrussia.org
В первую очередь надо отметить, что далеко не все деятели искусств находились под одинаковым идеологическим прессингом. Наиболее «неблагонадежными» с точки зрения советской системы были артисты балетных и оперных трупп, а также... Читать далее
Крамаров действительно 'бежал', а не просто эмигрировал? Письмо американскому президенту писал из Москвы, чтобы... Читать дальше
Пенсионер с разнообразными интересами-история,поли...  · 6 сент 2022
А как было противодействовать-не на цепь же звезд приковывать?Советские власти очень старались-в каждой труппе обязательно было несколько агентов КГБ,которые следили за артистами,проводили инструктажи,запрещали им отлучаться... Читать далее
"вот сейчас выпускают кого угодно куда угодно" - За пределами России никогда не были более двух третей(69%)... Читать дальше
Электромонтёр. Времени много, читать люблю...  · 7 сент 2022
В основном - с помощью пропаганды. Простой, эффективной и, как оказалось - вполне достоверной. "Кому вы там нужны". Хотя и другие приемы использовали. Скажем, "в загранку" очень не любили пускать холостых и незамужних. При... Читать далее