До последнего рекомендовал своим ученикам зеркалку начального класса Кенон или Никон с КИТовым объективом. Чаще всего это 18-55, если позволяет бюджет и не нужна компактность, то к нему в пару бюджетный телеобъектив 50-200 (250) со стабилизатором (!). Если предполагается много поездок, спортивная или репортажная съемка (ясно дело не профессиональная, а на уровне школьной спартакиады), то не слишком мощный гиперзум, типа 18-135 (обязательно со стабилизатором!). Сейчас же, если в семье есть финансы, как более компактную но дорогую альтернативу, могу советовать беззеркальную камеру, также с КИТовым объективом. Но, сразу предупреждаю, что далее покупать оптику будет дороже, чем к зеркалке, и оперативность съемки репортажа, спорта и других динамических сюжетов будет ниже, чем при съемке зеркалкой. Пока беззеркалку (Сони) купил только один ученик (ученица, точнее сказать), остальные выбрали зеркальные камеры.
После того, как КИТовый объектив (выполнив свою задачу) перестал устраивать, становится ясно, в какую сторону нужно "развивать" парк оптики. Например, одному ученику я помог купить макрообъектив Тамрон на его Кенон, и это было то, что ему не хватало. Еще одна девочка, также на вторичном рынке, приобрела сверхширокоугольник на кроп, делает очень неплохие пейзажи и стрит-фото. Ну, про "портретные" "полтинники", которые на кропе вполне неплохи, я и говорить не буду, очень многие их приобрели в пару к КИТу. И так далее... Но все изначально снимали на КИТ, и только потом осознанно приобретали ту оптику, что им была нужна для дальнейшего творческого роста.