Уже в первые десятилетия своей жизни фотография бурно заявила о себе как антагонист, оппонент живописи. Живопись сразу предстала перед современником как нечто рукотворное и условное, несколько не "верное", против механистичной "правильности"дагерротипа:"Что есть, то уж есть - не обессудьте! Живописец может бородавочку у вас на носу и не изображать, но у нас все правдоподобно!" С убыстрением процесса съемки появилась возможность снимать очень тщательные детальные сюжеты. Фотография уверенно посягнула на "Жанр" - класс в старой Академии, целиком ориентированный на жизнь человека в его подробностях, выпустивший целую плеяду выдающихся мастеров, работы которых и сейчас заполняют залы Третьяковки и Русского музея. "Если пишешь человека со спины, то зритель должен точно знать и чувствовать, плачет человек или смеется!"- говорили педагоги - жанристы. С появлением фотографии позиции "Жанра" здорово пошатнулись. Многие стали считать дни, когда живопись "совсем кончится". Василий Иванович Суриков смеялся над этим, говоря, что фотографии и не нужно тягаться с живописью, у ней есть свое место под солнцем! Время все расставило по своим местам. Искусство фото динамично, может снимать сюжеты и процессы, проистекающие с огромной скоростью, фотография склонна к эксперименту. Живопись, же, потеснившись, вручив этот динамичный жанр фотографии, сама ушла в эстетику архитектонических построений, в "тонкости душевных переживаний", стала более элитарной. Общая "площадка соревнований" - это искусство портрета. Натурный портрет в живописи складывается из отдельных мазков, выводящих вибрирующий "общий знаменатель", фотография же одномоментна, но у нее есть свои ресурсы в работе с тоном. Здесь, самый правдивый портрет получается, когда натура сидит перед объективом кинокамеры. С этим экспериментировал еще Матисс и его современники. Сейчас, технически, это уже возможно делать - "живая" цифровая фотография уже обеспечивается, правда, пока еще на электронном носителе. Но, время работает на нас.