Я бы с вашего позволения остановился на главном вопросе - как пережить кризис?
Не раз случалось оказываться в кризисных ситуациях в бизнесе.
Зачастую любой кризис связан с сокращением доходов.
Первое и самое важное - минимизировать постоянные расходы. Именно постоянные расходы (аренда, фиксы, коммуналка и т.д.) душат бизнес.
Второе, что я рекомендовал бы сделать. Увеличить, либо по крайней мере сохранить эффективные расходы. Объясню. Эффективные расходы - это те, которые вам позволяют на потраченный рубль заработать 2-3. Это маркетинг, затраты на получение клиентов. Больше клиентов = больше денег.
Третье, косвенно отвечает на ваш вопрос по поводу обучения сотрудников, необходимо увеличить производительность труда сотрудников. И это делается не только за счет обучения. Людей можно замотивировать, более высокими процентами за выполнение плана продаж, или выполнения тех метрик, которые напрямую влияют на доход компании. К примеру, колл-центр напрямую не зарабатывает деньги, но сотрудники колл-центра могут обзвонить базу клиентов, и передать в Отдел продаж больше целевых клиентов. Больше целевых клиентов = больше продаж = больше денег.
Обучение сотрудников, важный процесс, но я бы сказал это привентивная мера для кризиса, и эта мера должна быть неотъемлемой частью операционной ежедневной деятельности компании. Кстати для этого не обязательно отправлять коллектив на дорогостоящие курсы. Если вы малый бизнес, внедрите чтение профессиональной литературы, ежедневные тренировки, брейн-штормы и т.д.
В кризис все затраты должны быть сокращены.
В кризис руководитель должен перейти в ручное управление.
И обязательно разобраться с причиной, которая привела компанию на грань выживания.