Человеком движут два типа процессов: статические и динамические. Статические обеспечивают безопасность, стабильность и предсказуемость - это всевозможные повседневные ритуалы, автоматизирующие нашу деятельность. Динамические же обеспечивают то самое развитие, про мотивацию к которому вопрошает читатель.
В норме с начала жизни маленького человека преобладают статические процессы, малышу в первую очередь необходимо быть сухим, сытым и убаюканным. Однако по мере взросления статические процессы отходят на второй план, и ребёнком овладевает естественное для него природное любопытство к происходящему вокруг него.
Динамические процессы, то есть, мотивация к познанию и получению нового опыта, может не выйти на передний план в случае депривации базовых потребностей в раннем возрасте (например, у сирот), а также при нарушениях ЦНС, у детей с родовыми травмами, генетическими нарушениями, при раннем детском аутизме. У таких деток может остаться преобладание стремления к покою, безопасности и предсказуемости, отсюда и стереотипность в поведении.
Итак, подходя к самому вопросу: чтобы обеспечить для ребёнка благодатные условия для мотивации и развития, необходимо создать для него разнообразную среду, наполненную различными сенсорными стимулами, которые он сможет познавать через собственный опыт. Взрослый при этом должен быть не указывающим экспертом, как взаимодействовать с тем или иным предметом, а поддерживающим старшим партнёром, наделяющим смыслом, вербальным содержанием получаемый ребёнком собственный опыт.
И по мере дальнейшего роста и развития чада ни в коем случае не бить по рукам дитя в том, что ему интересно, даже если это не кажется взрослому чем-то серьёзным, перспективным и так далее, даже если ребёнок часто меняет сферы интересов. Главное, чтобы у него были возможности и поддержка в том, чтобы пробовать себя в разном и новом, и тогда мотивация к развитию будет цвести.
Это же относится и к взрослому человеку по отношению к самому себе - быть чутким к себе, расслышивать свои потребности и интересы, не быть максималистичным и чересчур требовательным к себе, не корить за ошибки, не бояться оставлять изживший себя интерес и пробовать себя в новом, но также оставлять место и статическим процессам, любимым привычным делам, восстановлению и отдыху для последующего развития.