Большинство людей мыслит плоско - абстрактными шаблонами. Они больше склонны обращать внимание на общее в объектах одного класса, и часто игнорируют различия. Например, "собака - она такая". Забывая, что разные собаки отличаются друг от друга. Поэтому мы часто употребляем единственное число, когда подразумевается множественное, например, "у собаки есть зубы" (имея в виду всех собак как единый класс). И по той же причине люди заменяют ошибочно неполную индукцию полной, например, встретил человек 5 агрессивных собак и сделал вывод, что все собаки агрессивны.
Что и говорить, когда речь идёт, например, о воде. Тут даже в языке нет формы множественного числа - вода воспринимается ещё более как что-то однообразное, с постоянными качествами. Хотя любая вода отличается от другой воды. И вообще чистая вода почти нигде не встречается - обычно смесь воды со многими другими веществами. Язык очень показательно отражает изъяны в мышлении человека.
И также людям свойственно стремление объяснить окружающие явления. Но так как знания о них ограничены, люди часто притягивают простые объяснения там, где имеют место быть более сложные, неизученные (данным человеком) закономерности. Классифицировано такое когнитивное искажение, когда человек легко объясняет случившееся событие и ему кажется, что он мог по той же информации предвидеть его, но на самом деле это не так.
Показательно стремление упорядочить явления иностранных для человека языков. Это стремление человека к порядку, логичности, стройности, гармонии. Но в языках этого тоже меньше, чем нам хотелось бы видеть. Есть пары слов с похожим значением, и многие преподаватели учат, что мол одно значит это, другое то. Так на самом деле было бы разумнее. Им хочется видеть язык таким. Но на самом деле обычно или значения обоих слов взаимозаменяемы, или одно из них имеет оба значения, а второе - только одно из них. Помню в универе преподавательница говорила, что gold - сделанный из золота, а golden - золотой в перенесном смысле. После чего одногруппница быстро привела опровергающий пример.