По статистике, собранной американским порталом GameInformer, кранчи в игровой индустрии встречаются существенно чаще, чем в других IT-профессиях. Под данным термином подразумеваются периоды работы на износ, когда вся команда (или её часть) вынуждена трудиться от заката до рассвета, а иной раз и оставаясь на ночь.
Сейчас с кранчами активно борются, переработки оплачиваются по двойной ставке, а создание полноценного профсоюза работников геймдева поможет следить за соблюдением прав сотрудников компаний. Но проблема не утрачивает актуальность и сегодня. В чём же причина?
Закладывая определённые производственные сроки, издатели утверждают маркетинговую стратегию. К ней относится покупка мест на главной странице магазинов цифровой дистрибуции, печать физических носителей, плакатов и буклетов, контекстная, поисковая и любая другая реклама. Иногда доходит и до оплаты времени профессиональных стримеров, влияющих на общественное мнение.
Ярким примером кранчей можно назвать ролевую игру Cyberpunk 2077, перенос которой состоялся с весны на осень 2020 года. Студия CD Projekt RED намерена снизить переработки девелоперов до минимума, однако совсем избавиться от них не выйдет. Со схожей ситуацией сталкивались авторы God of War для PS4.
Почему кранчи в игровой индустрии – суровая реальность, от которой не уйти:
- Все нюансы учесть на этапе планирования невозможно, деталей множество;
- Зачастую проект приходится переделывать и запускать заново. Упомянутый выше «Киберпанк» перезапускался между 2015 и 2017 годом;
- Отдельные технологии приходится внедрять с нуля. Этим геймдев отличается от кинематографа, где существуют отточенные за десятилетия производственные алгоритмы;
- В сервисных видеоиграх (таких как Fortnite) необходимо регулярно добавлять новый контент, а людские ресурсы всегда строго ограничены. Вот Epic Games Live Team и вынуждена трудиться в поте лица. В противном случае королевская битва быстро потеряет многомиллионную аудиторию. В тупике оказался «рояль» Apex Legends, где был бодрый старт и резкое пике.
Важно отметить, что в договорах о неразглашении информации (они же NDA) может присутствовать пункт, запрещающий девелоперу делиться с общественностью своим мнением, или даже просто упоминать рабочий график. За это последует штраф и увольнение, а связываться с таким трепливым специалистом другие разработчики не захотят.
К чему приводит кранч? Он отрицательно сказывается на иммунитете человека, становится причиной различных заболеваний и подрывает дальнейший интерес к плодотворной трудовой деятельности. Для творческого лица худшего занятия и придумать нельзя.
В случае с indie-разработчиками ситуация упрощается, ведь небольшой команде проще вносить коррективы в сроки, чем длинношеему жирафу уровня Ubisoft, Activision, Electronic Arts.