Тут скорее важна не реальная история этой песни, которая никому по большому счету не интересна, а то, какое впечатление она производит. Это работает абсолютно точно так же, как когда какая-нибудь не особо одарённая старушка слышит оглушительный power-metall и непременно будет уверена, что там поётся об убийствах, воздаются хвалы Сатане и вешают распотрошённых монахов. Ассоциации - великая вещь.
На песню "Wenn die Soldaten", разумеется, накладывает нехороший отпечаток наша новейшая история. Вряд ли я скажу что-то новое, напомнив, что в XX веке наш народ пережил самую страшную войну в своей истории, когда стоял вопрос о выживании не просто государственности, а целой этнической (вернее этнических) общности. Великая Отечественная стала водоразделом, поделив всю отечественную историю на "до" и "после" и навсегда заложила многие образы в нашем сознании. И образ врага закономерно кристаллизировался в немце, агрессивном поработителе, "грабителе и насильнике" как поётся в знаменитой "Священной войне". Я сейчас не беру официальную позицию и или коммунистическую идеологию, а скорее людское подсознание. Даже сейчас можно встретить людей, которые не разбираясь будут не любить немцев просто за то, что они немцы.
Поэтому у нас сейчас любое произведение культуры - в данном случае музыкальное -, которое предстаёт в германском облике и несёт оттенок милитари, автоматически начинает вызывать ассоциации только с Великой Отечественной, нацистами, Гитлером и всем полагающимся. Кстати, пожалуй не только в нашей стране, хотя у нас и более всего. С одной стороны, это объясняется, как я уже говорил, страшным наследием войны в нашем сознании. Но с другой, среднестатический человек и разбираться-то особо не настроен. Если у него кругозор низкий, немецкого языка он не знает, а логические цепочки довольно короткие, то и долго думать он не будет. Немецкое? Военное? Значит фашисты!
Именно поэтому у нас сейчас довольно косо смотрят на тех, кто, скажем, симпатизирует Пруссии и Фридриху Великому. И ведь никого не волнует, что это середина XVIII века, что складывание прусско-германской государственности только началось, да и в целом появление национального сознания ещё в зачаточном состоянии. Какие-то марширующие солдаты, орущие что-то немецкое - вывод однозначен. Простой человек в такие тонкости просто не полезет. Вот точно так же работает логика наших российских чиновников, когда речь заходит об организации фестивалей исторической реконструкции: "Реконструирует римлян - фашист, реконструирует тевтонских рыцарей - еще больше фашист!"
В общем-то, можно даже не говорить, что песня эта известна еще с середины XIX века. Или то, что в Третьем Рейхе она продолжала использоваться по инерции. Ныне же чарующий голос Марлен Дитрих вызовет у всех только одну ассоциацию.
Кстати, в Германии со всем этим похожая картина. Сама война и последовавшая затем политика денацификации зародили в немцах огромный комплекс вины - безотносительно того, хорошо это или плохо -, подействовавший на них парализующе. Теперь и у них самих в большинстве все традиционно-германско-военное вызывает нервную оторопь и стремление убежать подальше от глаз.
История, огнестрельное оружие, организация и деяте... · 19 окт 2021
Эта песня часто служила музыкальным фоном документальных фильмов о Великой Отечественной войне. Кроме того, порой искажался её текст, после чего вместо слов о девушках, открывающих окна при прохождении солдат, звучали слова о... Читать далее
Вряд ли кто ее считает созданным именно во время второй мировой, но как военную немецкую песню тех лет, ее запомнили по художественным фильмам.
Больше всех этому поспособствовал сериал "17 мгновений весны", где эта песня... Читать далее