Хорошо.
Своих детей в плане эмоционального интеллекта нужно научить четырём главным навыкам:
- Замечать свои чувства и их себе называть
- Понимать, что нормальны амбивалентные чувства, то есть одновременные противоположной направленности.
Кроме шуток, ДВУХЛЕТНЕМУ(!!) - ну, в 2,5 года точно - ребёнку очень важно объяснить, что злиться на человека и одновременно его любить - нормально. Что когда он(а) злится на маму (а обязательно время от времени злится, это же время границ и требований, и протестов), то это не значит, что он(а) маму не любит. И что когда мама на него(неё) злится, это тоже не значит, что не любит.
Это позволяет уходить от пограничного расщепления на "плохую маму" и "хорошую маму", да бог с пограничностью, это прямо много вещей позволяет решать.
Интерес и страх. Любопытство и отвращение. И т.д.
- Той самой - эмпатии. Это совершенно тренируемый навык, ему учат, как чтению и арифметике.
Понятно, через проекцию.
Мы можем только предположить, что чувствует другой человек, обратившись к какому-то своему аналогичному опыту.
И проверить, спросить его.
И так и учиться.
И, да, важная часть эмпатии - и глубокое сопереживание, но и ясное понимание, что это НЕ ТВОИ сейчас переживания.
Например, ты отзываешься памятью своего горя на горе другого человека, - но осознаёшь, что своё горе произошло когда-то, и оплакано, а у человека - ЕГО горе, которое прямо сейчас.
- Выбирать, как именно и когда выражать свои чувства, находить для них хорошую форму. Не вываливать чувства в "сыром виде", как непосредственную реакцию.
То есть это тоже можно, - но это нормально только когда у человека есть выбор: могу так, реактивно, - а могу ещё несколькими способами.
...Ну, да, - начинаем обучать детей в их два года, плюс-минус, и это то, чему затем учимся всю жизнь, наверное.
Я - так точно...