Идеи есть. Только выйдет длинно...
- Если мы говорим про жизнь - мы предполагаем, что эта жизнь имеет ценность. Попросту: лучше, когда жизнь лучше и дольше, и хуже, когда жизнь хуже и короче. Варианты баланса между "лучше" и "дольше", понятно, тоже возможны. То есть определяем жизнь как ценность, иначе дальше неинтересно.
- Если мы говорим про такую ценность, то могут быть выделены вещи, которые эту ценность приращивают, и которые ее уменьшают. Можно изучить пирамиду Маслоу, а можно пойти еще дальше: все мотивы, желания и чувства, которые испытывает человек, в пределе, неслучайны. Они возникли как набор реакций на внешние события мира, которые (внимание) помогли когда - то выжить жизни на земле, в частности - помогли выжить человеку как виду. Отсюда вывод, который может показаться странным: то, что (любой) человек чувствует и думает - это или успешно действующий сейчас механизм адаптации, или кусок механизма адаптации, действовавшего прежде, или какая - то их комбинация. (Да, из этого, в частности, следует, что наши чувства и мысли не самоценны - что поделать...)
- Именно благодаря механизмам адаптации человек как вид выжил, эволюционировал до сегодняшнего, чрезвычайно адаптированного в природе, состояния, и собирается выживать дальше.
- Если приземлить это к конкретному человеку или группе, это тоже работает: способность адаптироваться к среде, либо меняясь самому, либо меняя внешнюю среду, либо и то и другое одновременно - ключевая способность, увеличивающая как выживание в принципе, так и социальную успешность человека в частности. По факту, на сегодня для большинства людей основное внимание в части адаптивности сфокусировано на обществе: люди изменили и внешнюю среду, и взаимодействие между собой настолько сильно, что способность к социальной адаптации играет для большей части людского населения мира ведущую роль в выживании и хорошей жизни.
- Если приземлить еще плотнее, мы увидим что у адаптивности есть 2 направления. Простым языком: насколько хорошо, приятно и радостно я могу организовать свою жизнь в конкретных, заданных условиях и насколько я способен приятно для себя жить в широком диапазоне условий. Не очень важно, меняюсь ди при этом я сам, или меняю условия вокруг под то, как мне удобнее, важен итог: диапазон моей адаптивности.
- В целом, если я увеличиваю свою адаптивность - я делаю осмысленную, интересную и (скорее всего) кайфовую для себя работу. Если уменьшаю - наоборот. (Не путать с приспособленчеством, приспособленчество - это частный случай адаптивного решения, по итогу, далеко не всегда успешный).
- Если теперь немного взлететь над картиной, становится ясно, что те мои действия, которые работают на адаптивность части общества или общества в целом - правильные, хорошие и верные, а те которые работают на уменьшение - кривые, неправильные и вредные.
Тут может возникать противоречие, когда работая на то чтобы одна часть общества (или я лично) адаптивность нарастила, я тем самым в другой части общества эту адаптивность снижаю. Например, ворую. Или учу за деньги неправильным вещам. Или обманываю и обираю простаков... Ответ на то, как в этой логике принимать решения, у меня есть, но он очень длинный... не на этой площадке. Если подумать, из написанного выше можно найти каждому свой, который подойдет лично вам.
На мой взгляд, разобраться можно, и главное - без проповедей.