В России действует Стратегия повышения безопасности дорожного движения, по которой нулевая смертность должна быть достигнута к 2030 году. Контрольным установлен 2024 год — к этому времени уже планируют, что Стратегия будет успешной, и число ДТП уменьшится до 4 случаев на 100 тысяч человек.
Но есть много «но». Документ написан с учетом реализации других программ, например, стратегии экономической безопасности, концепции демографической политики, внешней политики и других. Это значит, что планы и сроки могут скорректировать.
Почему сделать движение безопасным — непросто
Отрегулировать или установить светофоры и снизить скорость движения в центре — мало. Для сокращения ДТП в городах нужно пересмотреть транспортные схемы, а по факту — перестроить дороги и прилегающие общественные пространства. Не все и не везде, конечно.
Как перестраивают дороги
Меняют количество полос и их ширину. Например, ликвидировать узкие горлышки, где скапливались машин, чтобы автомобили ехали без остановок.
Изменяют радиус поворота на перекрестках, чтобы видимость была лучше, а скорость проезда — ниже.
Перестраивают саму проезжую часть, чтобы водители невольно сбрасывали скорость. Например, расширяют разделительную полосу и делают ее зеленой.
Развивают общественный транспорт и строят выделенные полосы для него.
Ну и сначала оценивают, насколько эффективно используется пространство дороги. К примеру, есть ли мертвые зоны, занятые припаркованными автомобилями.
Это имеет смысл. После завершения программы благоустройства в Москве Садовая, Большая Якиманка, 1-я Тверская-Ямская и другие улицы стали безопаснее. Число ДТП сократилось на 52% (данные 2017 года).
Но опыт Москвы нельзя просто брать и уносить в регионы. Для каждого города должна быть своя программа с учетом количества машин, уровня общественного транспорта и даже климатическими условиями.