«Есть два типа критического мышления: эмоциональное и логическое. 60% людей говорят, что они живут головой, а 40% - эмоциями. Как правило, тем, у кого развито критическое мышление, несвойственно безоговорочно принимать факты на веру. Они предпочитают всё проверять, взвешивать. Для того чтобы развить критическое мышление, необходимо развить рефлекс цели. Следует научиться доводить любое дело до конца. Этому нужно учиться всю жизнь. Навык критического мышления полезен не только в повседневной жизни, но также в учебе и работе», — заключил Иван Карнаух.
Как адепт критического мышления и рациональности, могу только предостеречь, что данный вид мышления для большинства людей противоестественен. Так заложено эволюционно в нашем мозге. Переход на критическое мышление приводит к отказу от устоявшихся убеждений, что больно не только душевно, но и физически.
Надо отказываться от излишней информации, если она не приносит рациональной пользы (слухи, мнения, чужие убеждения). Важно понимать, что вы можете не иметь своей точки зрения на какой-то вопрос совсем и спокойно отвечать: «Я не знаю».
Вы должны стремиться к когнитивной целостности без разрывов на религию, общественное мнение, научные знания.
Необходимо уметь владеть логикой и статистикой на интуитивном уровне, для этого постоянно проводить тренинги по решению задач и изучению соответствующей литературы.
Необходимо привить умение вести аргументированный спор, это особенно интересно, когда проводишь самодиагностику.
Нужно найти сообщество людей с соответствующими ценностями, без критики со стороны все старания могу быть бессмысленными.
Без всего этого может возникнуть просто новое убеждение в своем превосходстве и сводиться к банальному рационализаторству уже имеющихся субъективных точек зрения.
А в остальном это замечательный Skill, который позволяет видеть мир прозрачным, интересным, прогнозируемым и, не побоюсь этой аллегории, вы прикоснетесь к счастью и гармонии с собой.
Кого читать (изучать): Д.Канеман, К.Поппер, Р.Декарт, Т.Чатфилд, Н.Хомскии, Р.Сапольски, Д. Халперн, Дэн Ариели, Нассим Талеб. Элие́зер Юдко́вский. Карл Саган...
Из отечественных (не рекомендовал бы начинать с них): А.Курпатов,
Отмечу, что есть много книг и российских ученых и писателей, но академический язык и наукообразие в таком сложном деле легко восприниматься не будет.
Нужно помнить, что никто не знает истину и следовательно не существует абсолютной правды. Сомневайся во всем - говорил Сократ. Не нужно развешивать уши даже если слышишь очень авторитетного товарища. Он тоже может ошибаться или преследовать корыстные цели.В конце концов стыдно быть обманутым явным мошенником.Читайте, слушайте, анализируйте и вам не так то просто будет задурить голову.
Как говорит один очень постмодернистский современный музыкант Псой Короленко
"Никогда глаза не закрывать
И все что происходит до конца осознавать
Ничего не признавать конечной истиной,
Во всем сомневаться
Нигде не попадаться
Ни в какую ловушку смысловую
Ни в какой понятийный капкан"
А если серьезно - приучаться анализировать любую информацию с точки зрения того, почему она подана в том или ином виде. Кому выгодно, чтобы об этом узнали, для кого характерна такая подача данных. Помнить, что язык социально обусловлен и все, что сказано, говорится в культурном и политическом контексте
Практический рецепт очень прост. Каждый раз задайте (себе или партнеру) еще один вопрос: "Почему так?" или "Ну и что из этого?". И не успокаивайтесь, пока не свяжутся все логические ниточки и не сложится паззл. Не думайте о том, насколько Вы правы или хотя бы объективны - картинка должна соответствовать ВАШЕМУ здравому смыслу и пониманию.
Научитесь задавать "детские" вопросы. Чем их больше, тем лучше. Они, как и анекдоты, очень часто прекрасно высвечивают суть.
По этому поводу Алексей Никонов писал:
"Так, если вам кто-то говорит: «Думаю, лучше будет, если ты сделаешь то-то и то-то», – не премините уточнить: «А для кого лучше?» Иначе непонятно.
«Лучше, если они разойдутся...» Кому лучше?
«Хорошо бы, если б ты сходила в магазин за хлебом...» Для кого хорошо?
«Порнографию нужно запретить...» Кому нужно? В этом вопросе даже два смысла: 1) Кому запретить – то есть кто будет другим запрещать, кто станет решать за других? 2) Кому запретить – то есть для кого она будет запрещена?
«Социализм гуманнее капитализма...» Для кого?
«Этот памятник портит облик города!..» В чьих глазах?
«А правда состоит в том, что...» Чья правда?
«Люди должны быть патриотами...» Кому должны? И почему? И все ли?
Умоляю, никогда не забывайте уточнять фамилию того, кому будет лучше, вкуснее, добрее... Может быть, вовсе не вам?"
Для начала ознакомьтесь с книгой "Психология критического мышления".
Описание:
Эта книга написана в помощь тем, кто хочет научиться думать современно. Опираясь на новейшие достижения когнитивной психологии и свой уникальный педагогический опыт, Дайана Халперн разработала эффективную программу обучения навыкам `критического мышления`.
Данная книга может быть широко использована в преподавательской и методической работе, окажет неоценимую помощь в самообразовании, а кроме того является своеобразным путеводителем по современной когнитивной психологии. Рекомендуется психологам, педагогам, философам, а также всем интересующимся когнитивной психологией, психологией творчества, теорией принятия решений.
Скачать можно тут koob.ru , но пиратство это плохо, поэтому купите ее в магазине.
Советую прочитать книгу Карла Сагана "Мир полный демонов, наука как свеча во тьме" и особенно книгу Джонатана Смита "Псевдонаука и паранормальные явления: критический взгляд". Читайте, интересуйтесь. Научитесь открываться чужой точке зрения, не воспринимая ее сразу в штыки, пожалуй, это одна из самых сложных вещей. Иногда нужно откинуть субъективность и прислушаться даже к самой противоположной точке зрения. Задавайте вопросы, не стесняйтесь. Стремитесь к знанию, слушайте и анализируйте. Это общие слова, но на практике так и есть, главное не увязнуть в своих принципах и открыться.
Дело не в неразвитости критического мышления, а в нежелании отказываться от выводов, которые не следуют из исходных посылок. Достаточно отказаться от таких выводов, чтобы мышление можно было считать критическим.
При попытке ответить на какой-либо вопрос или прежде, чем поверить в чей-либо ответ осмыслить и осознать: "то, что я сейчас слышу/говорю - действительно является таковым, или мне хочется, чтобы это было так"? Нужно отличать субъективное восприятие и объективную картину мира. Нужно удерживать себя от соблазна выдавать желаемое за действительное. Сомневаться во всем, в том числе и в объективности своего собственного восприятия. Не бояться требовать и искать доказательства. А в поиске доказательств - стремиться искать правду какой бы она не была, а не не стремиться защитить свою позицию. Воспринимать факты, а не авторитеты. Брать на себя смелость за признание собственной ошибки и возможности ошибаться. Принимать правду такой, какая она есть, даже если она не соответствует нашей картине мира, даже если она неудобная или не нравится нам. Принимать, что факты - сильнее и громче нашего "хочу чтоб это было так".
Оруэлл хорошо характирезует критическое мышление одной фразой:
"Быть взрослым, значит обладать силой смотреть в лицо неприятным фактам".