По этому поводу Алексей Никонов писал:
"Так, если вам кто-то говорит: «Думаю, лучше будет, если ты сделаешь то-то и то-то», – не премините уточнить: «А для кого лучше?» Иначе непонятно.
«Лучше, если они разойдутся...» Кому лучше?
«Хорошо бы, если б ты сходила в магазин за хлебом...» Для кого хорошо?
«Порнографию нужно запретить...» Кому нужно? В этом вопросе даже два смысла: 1) Кому запретить – то есть кто будет другим запрещать, кто станет решать за других? 2) Кому запретить – то есть для кого она будет запрещена?
«Социализм гуманнее капитализма...» Для кого?
«Этот памятник портит облик города!..» В чьих глазах?
«А правда состоит в том, что...» Чья правда?
«Люди должны быть патриотами...» Кому должны? И почему? И все ли?
Умоляю, никогда не забывайте уточнять фамилию того, кому будет лучше, вкуснее, добрее... Может быть, вовсе не вам?"
Тут главное в конспирологию не удариться.
«Есть два типа критического мышления: эмоциональное и логическое. 60% людей говорят, что они живут головой, а 40% - эмоциями. Как правило, тем, у кого развито критическое мышление, несвойственно безоговорочно принимать факты на веру. Они предпочитают всё проверять, взвешивать. Для того чтобы развить критическое мышление, необходимо развить рефлекс цели. Следует научиться доводить любое дело до конца. Этому нужно учиться всю жизнь. Навык критического мышления полезен не только в повседневной жизни, но также в учебе и работе», — заключил Иван Карнаух.
Дело не в неразвитости критического мышления, а в нежелании отказываться от выводов, которые не следуют из исходных посылок. Достаточно отказаться от таких выводов, чтобы мышление можно было считать критическим.
При попытке ответить на какой-либо вопрос или прежде, чем поверить в чей-либо ответ осмыслить и осознать: "то, что я сейчас слышу/говорю - действительно является таковым, или мне хочется, чтобы это было так"? Нужно отличать субъективное восприятие и объективную картину мира. Нужно удерживать себя от соблазна выдавать желаемое за действительное. Сомневаться во всем, в том числе и в объективности своего собственного восприятия. Не бояться требовать и искать доказательства. А в поиске доказательств - стремиться искать правду какой бы она не была, а не не стремиться защитить свою позицию. Воспринимать факты, а не авторитеты. Брать на себя смелость за признание собственной ошибки и возможности ошибаться. Принимать правду такой, какая она есть, даже если она не соответствует нашей картине мира, даже если она неудобная или не нравится нам. Принимать, что факты - сильнее и громче нашего "хочу чтоб это было так".
Оруэлл хорошо характирезует критическое мышление одной фразой:
"Быть взрослым, значит обладать силой смотреть в лицо неприятным фактам".