Говоря об основном отличии в обучении детей и взрослых, надо отметить такой элемент, как осознанность и мотивация в обучении. Все, конечно, не однозначно, есть дети, которые вполне осознанно подходят к процессу обучения. С другой стороны, если мы возьмем студентов, то не у всех них присутствует элемент мотивированности и уж тем более осознанности, хотя к группе детей студенты уже не относятся.
Чтобы лучше провести разграничение, стоит как раз рассмотреть детей-школьников и людей взрослого возраста, которые самостоятельно прибегают к дополнительному обучению.
В этом, кстати, также и кроется отличие, ведь взрослые самостоятельно выбирают учебное заведение, исходя из своих потребностей и целей. При этом мотивом может быть что угодно, начиная от необходимости укрепления своих знаний, например, для целей продвижения по карьерной лестнице, заканчивая желанием сменить род деятельности. Детям же необходимо освоить учебный минимум, с одной стороны, а с другой — подготовиться к дальнейшему обучению или освоить новые навыки, инициатива действия же тут исходят от родителей.
В этой связи роль учителя несколько меняется. При работе с детьми важно заинтересовать ребенка, чтобы учеба не казалась ему обязаловкой, а появился реальный интерес. К тому же большая роль при обучении детей отводится личности учителя, на которую ориентируются дети, его харизме и каким-то межличностным навыкам взаимодействия. Конечно, и в работе со взрослыми это все важно, но на первое место будут выходят профессиональные навыки преподавателя, манера преподавания. Ведь взрослый человек пришел учиться с конкретным запросом, у него нет времени и желания, чтобы на раскачку уходило много времени, т.е. сам процесс обучения должен быть четким и содержать минимум воды.
К тому же детская учебная аудитория часто не обладает самостоятельностью, при работе со взрослыми часть материала может быть отдана на самостоятельное освоение.