В общих чертах обучение представляет собой процесс, а образование является результатом данного процесса. В то же время первое (обучение) всегда реализуется в сфере формального образования (школа, среднее/высшее профессиональное). Второе (образование) же может происходить как формально, так и в иной сфере.
Ответ на ваш вопрос одновременно и прост, и сложен. Цели обучения, как правило, ориентированы на конечный результат — что специалист должен делать по окончании обучения. От ответа на данный вопрос будет зависеть многое: рабочая программа и структура конкретного курса, средства и способы подачи информации и т.д. Поэтому тема курса может быть одна, а цели/задачи — разными. В теории описаны три базовых типа целей обучения.
- Образовательные (нормативно-государственные): они сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах по каждому направлению обучения и отдельной дисциплине; по сути, это усвоение знаний, формирование умений, навыков.
- Развивающие: совершенствуют мышление и память, раскрывают и расширяют творческий потенциал обучаемого.
- Воспитательные цели: направлены на развитие научных взглядов; нравственно-эстетическое восприятие информации.
Формулировка целей обучения зависит (кроме ФГОС) от особенностей образовательного заведения, направления и профиля изучаемого предмета, уровня подготовки учащихся и т.д.
При формулировке целей обучения учитываются и другие особенности. К примеру, они могут зависеть от объективно-субъективного подхода. Если обучение трактуется с объективной (предметной) точки зрения, то здесь преследуются такие цели:
- образовательные;
- познавательные;
- подготовка учащихся к целостному восприятию мира.
Обучение, рассматриваемое в аспекте субъективной (личностной) стороны, имеет несколько иные цели:
- общее развитие мышления и познавательных способностей;
- повышение мотивации обучаемых, поиск новых увлечений и областей развития;
- развитие методики самообразования.
Таким образом, цели обучения (за исключением образовательных) формируют определенное мировоззрение и восприятие окружающей среды, поведение обучаемых. Реализация целей социализации и воспитания выстраивает адекватные отношения в обществе, к труду, профессии, семье, искусству, активизирует творческих способностей.