Любой кризис располагает к переходу, по аналогии с автомобилем, из «автоматического» в «ручной» режим. В небольших и средних компаний это сделать легче, чем в крупных. Используйте время и возможности эффективно.
Основные направления антикризисных мер:
- Финансы. Аудит финансовых запасов/активов во всех направлениях (ФОТ, фонд развития, резервы и др.). Сокращение расходов (сохраняем баланс, сохраняем качество, убираем «излишки» и др.). Занимаемся «money-making»/Фокус на доходах (аудит существующих клиентах и продукции, активация контактов с лояльными клиентами и др.). Увеличение финансов от оптимизации жизни компании (каждая копейка под контроль, бартер с партнерами, удаление неликвида, скидки/отсрочки у арендодателя, сбор дебиторской задолженности и др.).
- Персонал. Сохраняем лучших, повышаем эффективность «средних» и оптимизируем работу «худших». Люди - самый ценный ресурс каждой Компании. Действуйте поступательно, осторожно и выверено. Избегайте «скоропалительности» в решениях. Обсуждайте с людьми перспективы Компании, их собственные планы, формируйте цельное понимание будущего и объединяйте усилия.
- Маркетинг. Отключаем каналы, которые напрямую не дают клиентов. Реклама ради имиджа и популярности может подождать более спокойных времён. Активируем режим поиска новых идей, каналов, форматов для развития. Всем игрокам Вашей отрасли нелегко, нужно помнить, что «выживает» тот кто умнее, быстрее и находчивее. В любой нише есть минимум 10 «бесплатных» инструментов привлечения клиентов (Вы платите только за рабочие часы и орг. траты). Активно их используйте.
- Клиенты. В зависимости от Вашей основной стратегии выбираем каналы и частоту общения с действующими клиентами. Все клиенты любят заботу и внимание. Не забывайте об этом. Мы, например, ещё на прошлой неделе отправили гарантийные письма всем действующим клиентам, в которых гарантировали исполнение всех наших обязательств и «заморозку» цен на наши услуги. С новыми клиентами не забывайте про инструмент «4P»: Product - товар (качество, дизайн, размеры, обслуживание, гарантии, возврат и др.), Promotion - продвижение (стимулирование сбыта, реклама, PR, прямой и «партизанский» маркетинг и др.), Place - место (каналы продаж, охват рынков, ассортимент, запасы, размещение и др.), Price - цена (прейскурант, скидки, маржа, формы и каналы оплаты, кредиты и пр.)
- Бизнес-процессы. Удаляем «бутылочные» горлышки. При необходимости, делаем дебюрократизацию процессов. Капультируем балласт и ненужности в процессах. В идеале, реализовать CJM (customer journey map) для определения «точек роста» и т.д. В процессе диалога с клиентами и с сотрудниками оставляем в бизнес-процессах самое ценное, самое важное и нужное.
Это основные направления, которые помогают в любой кризис. Тк они «подсушивают», «оздоравливают». Пожалуйста, не забывайте, что позади 1992 г., 1998г., 2008г., 2014 г. Экономику «лихорадило», но мы выстояли. Поэтому, важно сохранять оптимизм и не стоять на месте!