Вообще, там история довольно мутная, долгая и скучная. Попробую очень быстро и просто пояснить что это вообще такое.
Далекие 2000-е года. В минобр поступил запрос, что нужно, чтобы абсолютно во всех населенных пунктов дети получали одинаковое образование. (Сама идея прекрасна и хороша)
Умные дядечки и тетечки (реально умные) собрались и поняли, что нужно вводить стандарты образования. Они известны еще как ФГОС.
А т.к. на самом деле, те ребята, которые пишут это все, действительно! хотят повысить образование детей, то они систематизировали все знания и опыт и выдвинули прекрасную систему: детей нужно обучать через 3 вектора, которые развивают кучу компетенций (навыков/умений). Что за векторы:
Предметные компетенции. Это именно сами знания (предметы). История там, химия, формулы математики и т.п.
Метапредметные компетенции. Это психические процессы которые позволяют успешно вообще обучаться, как то взаимодействовать с миром и т.п. Вот пару примеров: мыслительные операции в виде - анализа, обобщения, дифференциации, соотнесения. (Да-да, такие вещи тоже нужно развивать, и их развивают в начальной школе по большей части. Но в средней и старшей конечно тоже. Без них вы даже слово конкретного в тексте не найдете).
Личностные компетенции. Сюда входят общительность, дружелюбие, готовность к сотрудничеству и т.п.
Как вы можете заметить, сама идея и система прекрасна. (Кому интересно, можете почитать Выготского, Эльконина, Давыдова).
Но тут встала проблема (конечно же у этих бюрократов) - развить, то мы разовьем все эти компетенции, а как мы проверим, что мы развили именно то, что нам нужно, а не что-то другое? И на сколько вообще хорошо мы это развили?
Поэтому, для каждого это вектора решили сделать контрольно-измерительные материалы, с помощью которых МинОбр может узнавать, на сколько вообще дети хорошо развиваются.
Так вот ЕГЭ - это контрольно-измерительный материал для 1-й! компетенции. Она позволяет проверять уровень предметных знаний. Но вот с другими двумя трудности до сих пор имеются, т.к. очень сложно придумать универсальные "проверятели" для мета-предметных и личностных результатов. Но все это еще в процессе, все движется.
Надеюсь как-то ответил.