Добрый вечер!
Брендированные товары появились ещё в XIX веке. Их выпускали исключительно в рекламных целях и бесплатно раздавали сотрудникам компаний и клиентам для повышения лояльности. Это был чистый промоушн: если ты хороший бизнесмен, у тебя должны быть сумки, шляпы, кружки, галстуки, ремни с твоим логотипом.
Промышленность развивалась, а с ней развивался маркетинг. И к началу 2000-х годов в США на долю футболок и кепок приходилось 32 % от общего оборота рекламной продукции. Несмотря на это, мерч оставался нишевым сегментом с нулевым качеством. Помимо корпоративного мерча существует музыкальный. Его маркетинговые функции такие же. На концертах Элвиса Пресли уже в 1950-е разлетались футболки с графическим автографом певца, а The Beatles продавали всё, что угодно: от разделочных досок и настенных часов в виде жёлтой субмарины до шурупов с портретами участников группы. Многие музыканты продавали брендированные футболки на своих концертах, и это приносило хорошую прибыль.
Корпоративный мерч в качестве формы для продукта подиумной моды популяризировал Демна Гвасалия. Первого октября 2015 года в Париже прошёл показ Vetements SS' 16. Его открыл Гоша Рубчинский; он вышел на подиум в жёлтой футболке почтового курьера DHL. Футболка мгновенно оказалась в центре внимания. Одни говорили о посредственности такой моды, другие – о коммерческом потенциале, но так или иначе вирус был запущен. Через пару часов в сети уже создавали мемы с жёлтой футболкой, а спустя несколько дней появилась даже пародийная марка Vetememes. Но ещё ироничнее другое: футболки Vetements DHL продались за три недели, и это при том, что каждая стоила 200 долларов – на 185 долларов дороже, чем мерч самого DHL.