Каждый сезон вспыхивают однотипные скандалы: дизайнеры и бренды обвиняют друг друга в копировании. Как правило, обвинения звучат от "маленьких" брендов и не слишком медийных художников. Некоторые, даже доходят до суда. Как понять, кто прав?
Плагиат - понятие из Уголовного кодекса, которое означает присвоение авторства. Плагиат предполагает, что кто-то выдает ваш дизайн за свой, при этом совпадение спорных изделий должно быть один-в-один.
Оммаж - это изделие, выражающее уважение или благодарность творчеству какого-либо деятеля искусства.
Оммаж в моде возможен в двух формах:
1. Дизайнер полностью инкорпорирует чужое произведение в свой дизайн (как, например, это было в знаменитой коллекции сумок Louis Vuitton). В этом случае нужно обязательно получать разрешение автора картины или другого правообладателя на переработку произведения (если, конечно, со смерти автора не прошло более 70 лет). Иначе дизайн будет нарушать права другого художника.
2. Дизайнер разрабатывает коллекцию в том же художественном стиле, в котором писал его любимый художник (например, Moschino ss2020). В этом случае творить можно абсолютно свободно, потому что работать в определенном стиле, не значит, нарушать права других художников, пишущих в таком же стиле.
Создавать изделия, вдохновившись в одном источнике - абсолютно законно, даже если изделия сильно похожи. Но копировать чужие изделия нельзя.
Как определить, имело ли место вдохновение или копирование? Лучше обратиться к профессиональному юристу. Меня часто спрашивают, сколько процентов изделия надо изменить, чтобы не было копирования. Нет однозначного ответа на этот вопрос. Если дело доходит до суда, суд опирается на доказательства и конкретные обстоятельства дела, единой формулы нет.
Однако если дизайн изделия запатентован в качестве промышленного образца, то в случае сходства изделий, суд скорее всего установит нарушение.
Очень сложно отвечать на Ваш вопрос без иллюстраций, приглашаю вас в наш Инстаграм, где есть много наглядных примеров - https://www.instagram.com/adfashion.law/