Все чаще вижу инфлюенсеров в диджитал-одежде. Запускаются новые стартапы. Бизнес СМИ пишут, что это "новая нефть" и что она изменит индустрию в корне. Это правда? Или просто забава ради лайков?
Цифровые технологии продолжают стирать границы между виртуальным и реальным миром. Цель многих современных брендов – привлечь более молодую и прогрессивную аудиторию, то есть основного потребителя, и соответствовать ее быстроменяющимся интересам. Задача моды – служить зеркалом последних изменений в мире, поэтому данная индустрия также подвергается цифровизации.
Белла Хадид и виртуальный блогер Лил Микела в рекламе Calvin Klein
Представим ситуацию. В интернет-магазине вам понравился предмет одежды. Вы отправляете свою фотографию в полный рост, и вам возвращается отредактированное изображение, где вас уже «одели». Затем загружаете фото в инстаграм и собираете лайки и комментарии. Именно так и выглядит цифровая мода – вы покупаете несуществующую вещь, которую можно надеть и выложить в свои соцсети.
Для чего это нужно? Во-первых, с небольшим бюджетом можно позволить себе дизайнерскую вещь, которая в реальности обошлась бы очень дорого. Во-вторых, одежда будет сидеть хорошо – алгоритмы «подгонят» по фигуре. Но главное – это реакция подписчиков, и плюс никакого вреда экологии от производства реальной одежды.
Тренд на виртуальную моду начался с видеоигр, по сюжету которых игроки имели возможность изменять облик своих персонажей и подбирать им гардероб. Самый яркий пример – игра Sims, которая захватила не одно поколение геймеров. Немалую роль в развитии цифровой моды сыграл Instagram. Существует даже такой термин: “инстаграмная мода”. Пользователи стали запускать собственные тренды, которые касались не только одежды, макияжа и причесок, но также и положения тела и выражения лица. Это в свою очередь породило множество фильтров, приложений для ретуши и модных “масок”.
Виртуальные модели открыли новую эру цифровой моды. Первая и самая известная из них – Шуду Грэм, которую в 2017 году создал лондонский фотограф Кэмерон-Джеймс Уилсон. Модные дома вроде Balmain и Prada моментально подхватили идею нового феномена и стали использовать данных моделей для рекламы своих коллекций. Одна из последних работ виртуальных моделей – показ для AliExpress в рамках Global Talents Digital.
Чтобы не потерять клиентуру и не обанкротиться, модные дома комбинируют реальное и виртуальное – продолжают создавать новые коллекции, но их демонстрацию воплощают в цифровых показах и турах по историческим архивам. Недавно Balmain сделал коллаборацию с компанией Mattel, которая выпускает знаменитых кукол Барби и Кена. Последние выступили в качестве моделей.
Охватившая весь мир пандемия заставила художников и дизайнеров пойти дальше – создавать виртуальную одежду. Первым таким примером еще в 2019 году стало платье Джоан Джасковски, которое можно было примерить на фото, но не в реальном мире. Творение художницы вызвало восторг, и на аукционе в Нью-Йорке платье приобрели за 9500 долларов.
Один из последних трендов – NFT-искусство. Недавно на аукционе платформы Nifty Gateway три виртуальные пары кроссовок продали за 3,1 миллиона долларов. Non-fungible token, или невзаимозаменяемый токен, подтверждает право собственности на объект цифрового искусства. Высокие цены объясняются тем, что объект создается с помощью блокчейна, то есть подделать такую вещь невозможно, а уникальный код позволяет владельцам продать платье в случае нужды как криптовалюту. При необходимости оно может быть анимировано. А может стать основой для выкройки, по которой легко сшить уже реальное платье по образу виртуального.
Вау, спасибо за подробный разбор. Лично я честно мечтаю о разделе «цифровая одежда» на Farfetch