Здравствуйте! Злободневный вопрос :) Да, дефицит люксовых товаров, основными поставщиками которых раньше были Европа и США, в России, конечно же, есть, и вызван он западными санкциями. Так что всё довольно банально, я бы сказал…
Навскидку, ушли такие бренды как:
· Estee Lauder (брендовые косметика и средства по уходу);
· концерн LVMH, в который входят больше 70 брендов, в том числе Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy и др.;
· Hermès, выпускающий люксовые сумки;
· производители одежды Gucci, Balenciaga и многие другие.
По данным «Коммерсанта», на ушедшие бренды в люксовом сегменте приходилось около 80% ассортимента.
Но дело не только в уходе крупных компаний. Россияне стали меньше покупать предметы роскоши. Например, российский рынок ювелирных украшений упал на 1,3% за первое полугодие 2022 года из-за подорожания ювелирных изделий в среднем на 28% за этот же период. А спрос, как известно, напрямую влияет на предложение.
Учитывайте ещё и нарушение логистических цепочек – многие люксовые товары просто невозможно ввезти на территорию России. Например, США запретили ввозить автомобили, элитный алкоголь, премиальные часы и другие товары премиум-класса своего производства. Евросоюз запретил поставки премиальных товаров, если цена за одну единицу превышает 300 евро, а в люксовом сегменте немного товаров с ценой ниже этой.
В то же время есть слабые попытки со стороны западных производителей сохранить присутствие на российском рынке. Например, ещё в апреле член Европарламента от Франции Элен Лапорт заявила, что для французской экономики выгодны поставки предметов роскоши в Россию, и Франция хотела бы сохранить этот рынок.
Прогноз? Тоже довольно незамысловатый. Дефицит, скорее всего, будет сохраняться в ближайшее время. Надежды на параллельный импорт в отношении люксовых товаров пока не оправдываются – всё-таки это не предметы первой необходимости, поэтому массово ввозить их по такой схеме будут в последнюю очередь.