«Лихая мода, наш тиран», - воскликнул поэт и был прав. Попробуй ей не последовать, прослывёшь отсталым и несовременным. Недаром есть выражение: «Отстал от моды – отстал от жизни». Она тиранит нас и требует: носи то-то, читай то-то, слушай такую-то музыку. И так будет всегда.
Старт новым веяниям моды в Европе дала Великая французская революция. Но кровавые события, которыми она сопровождалась, сделали российского самодержца Павла Первого яростным противником революции и революционных нововведений. Отсюда и его страстное желание не допустить в Россию европейские новшества. Под запрет попали даже книги и музыка. Вплоть до его смерти его подданные вынуждены были следовать роялистской моде: жесткие корсеты, пышные юбки, напудренные вычурные прически и парики, сверхобильная декоративная косметика, камзолы и кружевные воротники-жабо, короткие штаны и чулки с башмаками.
Но вот настало «Дней Александровых прекрасное начало». На троне– 24-летний энергичный сын Павла – Александр. Красавец- блондин с голубыми глазами, высокий, стройный, хорошо воспитанный, прекрасно одетый. Любитель танцев и любимец женщин. А уж о пристрастии самодержца к модным веяниям знали все.
В явлениях общественной жизни, в светском этикете, в искусствах – в архитектуре и интерьере зданий, в живописи и литературе, в гастрономии, ну и, конечно же, в одежде и прическах стало заметно влияние европейских нововведений.
На смену прежней вычурной архаике пришла мода на простоту, комфорт, удобство. Вновь стали соблюдать принцип, известный с античных времён – платье должно подчеркивать красоту тела. Если в женской моде тон задавал Париж, то в мужской - старушка Англия. Именно с туманного Альбиона проник в Россию «дендизм», на долгие годы диктуя образ жизни и поведение для мужской части российского общества. «Как денди лондонский одет», - восклицает Пушкин, говоря о модно одетом Онегине.
А как выглядел русский денди? «Острижен по последней моде», белая рубашка со стоячим крахмальным воротником. Поверх рубашки короткий атласный жилет. К бальной одежде полагался фрак — цветной или черный. Далее, длинные до сапог панталоны с подтяжками, со штрипками снизу. И самым тщательным образом подбиралась пуговицы. Они могли быть медными, латунными, фарфоровыми и даже из драгоценного камня или металла....
«Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет...»
А что женская мода? В начале века женщины смогли вздохнуть полной грудью, так как наконец-то были освобождены от жесткого корсета. Отброшены были прочь парики и шлейфы! И никаких белил, румян и пудры, разве только чуть-чуть! Приветствуются открытые, легкие, стянутые под грудью полупрозрачные платья. Изменилась их длина - стали короче: видны щиколотки ног, что доводило мужчин до сердечного трепета. Изящно смотрелись, имеющие форму лодочки, атласные туфельки. Непременный атрибут дамского туалета длинные перчатки, веер, ридикюль и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца. От русского холода красавиц спасали боа и шали:
«Он счастлив, если ей накинет
Боа пушистый на плечо...»
Да, моды надо придерживаться, но главное не впасть в то, что « в высоком лондонском кругу зовется «vulgar» и не терять головы. Что оказалось присуще русскому царю, который больше времени проводил на балах, чем в своём рабочем кабинете и «промотал он в вихре моды» все чаяния и надежды, которые на него возлагались, иначе бы не вышли из под пера Пушкина нелицеприятные строки:
«Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда».
Новый царь взошёл на престол под выстрелы и разрывы картечи на Сенатской площади.
В отличие от отца Николай I никогда не пытался законодательно запрещать увлечение иностранными модами. Говорят из-за жены - Александра Фёдоровна была настоящая франтиха, тратившая умопомрачительные суммы на очередные наряды и украшения. Венценосный супруг, обожавший жену, во всём ей потакал.
Сам же Николай Павлович сиюминутным модам не следовал. Он любил военную форму. Став царём эту свою страсть перенёс и на гражданские учреждения. Углядев однажды, что чиновники и их спутницы носят в буквальном смысле, что попало Николай 1 в 1834 году утвердил, как теперь говорят, дресс-код для дам и кавалеров, прибывающих к царскому двору.
Для дам такой наряд состоял из бархатного вечернего платья с разрезом спереди, который открывал юбку из белой материи, и традиционного русского кокошника или повязки с вуалью у незамужних девиц. Этот наряд вошёл в историю моды как «русское платье» и просуществовал при дворе вплоть до начала XX века и прекратил своё существование вместе с Российской империей.
Для кавалеров с введением «Положения о гражданских мундирах» произошло как бы разделение «государевых людей», щеголявших в вицмундирах, от «всякого рода денди», фланирующих во фраках и сюртуках. Маркиз де Кюстин, посетивший Россию в те годы отметил, что русское дворянство на балах выглядит гораздо эффектнее, чем европейское - из-за шитых мундиров, в то время как праздничное одеяние французского вельможи - это «скучный» чёрный фрак.
Примерил свой тёмно-зелёный мундир и Пушкин, но недалёк уже был тот день, когда рука некоего анонима вывела первые строки пасквиля, послужившего триггером для трагических событий.
Рассказывают: отправляясь на свою последнюю дуэль, Пушкин поначалу надел бекешу (утеплённый кафтан), но затем вернулся и велел подать шубу: на дворе в тот роковой день было холодно. Эх, Александр Сергеич, Александр Сергеевич, разве ж Вы не знали, что возвращаться – плохая примета?