Важно обозначить, что именно представляет собой коллективная травма, чтобы понять возможные процессы ее реализации, в том числе, и через моду.
Процесс проживания негативного события может сопровождаться проецированием вовне сложных, болезненных переживаний, эмоций, реакций и мыслей человека, связанных с тематикой его первичной травмы. А если травма коллективная, значит, проецирование осуществляется уже не одним, а большой группой людей (так формируется тенденция), а порой - и целыми поколениями; есть даже такое понятие, как "травма поколений", когда отголоски проживания кризисных событий не исчезают с их прекращением, а остаются, в виде некого "эха", снова, и снова, спустя годы напоминающего от трудном прошлом.
Примером такого "эха" может быть, допустим, нарочито бережное отношение к продуктам питания у тех людей, которые столкнулись в жизни с дефицитом продовольствия, с голодом: "Ты что! Хлебушек нельзя оставлять, ну-ка, доедай...", - эти слова, наверняка, многие из нас могли слышать от своих (пра-) бабушек и (пра-) дедушек, переживших годы ВОВ. Каждый такая просьба насквозь пронизана болью событий прошлого...
Но не всегда только боль сопровождает травму - как личную, так и коллективную. К процессу подключаются и защитные механизмы психики, чтобы помочь людям справиться с болью.
Например, творчество может проявляться, как способ помощи при проживания тяжелого периода. Творчество позволяет людям "выгружать" боль безопасно и терапевтически. Помогает сублимировать проблемы.
И мода - тоже одна из форм творчества, а также проецирования (любое творчество и искусство - тоже, ведь, проекция; из сознания автора - вовне).
Если мы подробно сейчас проанализируем главные этапы становления мировой моды, самые яркие вехи ее развития, то увидим, что многие нововведения (силуэты, используемые материалы и т.д.) тоже являются "эхом" своего времени.
Как пример: Габриэль Шанель, пережив в 40-е годы 20 века известные события в своей судьбе и в обществе в целом, в 1954 году, вернувшись в мир высокой моды, вскоре показала миру твидовый костюм, представляющий собой узкую юбка, короткий, обшитый тесьмой жакетик без воротника с золотистыми пуговицами и накладными карманами.
Вероятно, в тот момент мадам Шанель, еще даже не подозревала, что продемонстрировала миру не просто новый, симпатичный элемент женского гардероба, а вещь, ставшую в последствии легендой, которую и по сей день выбирает большое число женщин, как свой "идеальный костюм".
Идею такого костюма тоже можно считать "эхом" своего времени, очень непростого времени - калечащего - а значит, и творческим способом проживания не только личной, но и коллективной травмы.