Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как люди переживают коллективную травму через моду?

ПсихологияМода и стиль+1
Лида Кравцова
  ·   · 686
Психолог, педагог, руководитель проекта "ПиПси"...  · 13 мар 2022  ·
pi_psi
Важно обозначить, что именно представляет собой коллективная травма, чтобы понять возможные процессы ее реализации, в том числе, и через моду.
Процесс проживания негативного события может сопровождаться проецированием вовне сложных, болезненных переживаний, эмоций, реакций и мыслей человека, связанных с тематикой его первичной травмы. А если травма коллективная, значит, проецирование осуществляется уже не одним, а большой группой людей (так формируется тенденция), а порой - и целыми поколениями; есть даже такое понятие, как "травма поколений", когда отголоски проживания кризисных событий не исчезают с их прекращением, а остаются, в виде некого "эха", снова, и снова, спустя годы напоминающего от трудном прошлом.
Примером такого "эха" может быть, допустим, нарочито бережное отношение к продуктам питания у тех людей, которые столкнулись в жизни с дефицитом продовольствия, с голодом: "Ты что! Хлебушек нельзя оставлять, ну-ка, доедай...", - эти слова, наверняка, многие из нас могли слышать от своих (пра-) бабушек и (пра-) дедушек, переживших годы ВОВ. Каждый такая просьба насквозь пронизана болью событий прошлого...
Но не всегда только боль сопровождает травму - как личную, так и коллективную. К процессу подключаются и защитные механизмы психики, чтобы помочь людям справиться с болью.
Например, творчество может проявляться, как способ помощи при проживания тяжелого периода. Творчество позволяет людям "выгружать" боль безопасно и терапевтически. Помогает сублимировать проблемы.
И мода - тоже одна из форм творчества, а также проецирования (любое творчество и искусство - тоже, ведь, проекция; из сознания автора - вовне).
Если мы подробно сейчас проанализируем главные этапы становления мировой моды, самые яркие вехи ее развития, то увидим, что многие нововведения (силуэты, используемые материалы и т.д.) тоже являются "эхом" своего времени.
Как пример: Габриэль Шанель, пережив в 40-е годы 20 века известные события в своей судьбе и в обществе в целом, в 1954 году, вернувшись в мир высокой моды, вскоре показала миру твидовый костюм, представляющий собой узкую юбка, короткий, обшитый тесьмой жакетик без воротника с золотистыми пуговицами и накладными карманами.
Вероятно, в тот момент мадам Шанель, еще даже не подозревала, что продемонстрировала миру не просто новый, симпатичный элемент женского гардероба, а вещь, ставшую в последствии легендой, которую и по сей день выбирает большое число женщин, как свой "идеальный костюм".
Идею такого костюма тоже можно считать "эхом" своего времени, очень непростого времени - калечащего - а значит, и творческим способом проживания не только личной, но и коллективной травмы.
Забота о здоровье личности: Перейти на vk.com/pi_psi
Гештальт-терапевт. Коуч.Аудит кода внешности. ht...  · 10 мар 2022
Как и любую другую травму. Переживания могут походить на боль от столкновения. Травмироваться внешне можно лишь в случае, когда натыкаешься на части материального мира, которые не учёл, не заметил. Внутренняя травма... Читать далее
Коуч. Гештальт-терапевт. Аудит кода внешности. 18 лет практики.Перейти на vk.com/ayupovaekaterina
Очень понравилось ваше объяснение про столкновение собственной модели внутри себя а не в реальности🤔👍👏👏
Обр. СПБГХПА Дизайн костюма исследование современ...  · 10 мар 2022
Красота спасет мир, думаю, для моды это также актуально
Собирание информации по женскому рукоделию, по...  · 11 мар 2022
Наверно все зависит от коллективной травмы. Когда СССР был закрыт для выезда за границу некоторые люди очень хотели чувствовать себя свободными и появились " стиляги".  В период застоя" джинсы" были мечтой для многих и... Читать далее