Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему космические ракеты не могут передвигаться внутри Солнечной системы по кратчайшим путям (прямолинейно)?

ФизикаАстрономия+3
Алена Каменецких
  ·   · 43,8 K
Гендерные исследования и научная журналистика  · 28 июл 2022
Во-первых, из-за гравитации. Если вы кидаете камень, то он летит не прямолинейно, а по параболе: космический корабль тоже, в общем-то, падает почти весь полёт - свободное движение в гравитационном поле и есть падение. Да, Земля формально падает на Солнце, а МКС - на Землю, просто траектория падения замкнута и является эллипсом, который огибает центральное тело.
Во-вторых, планеты движутся, а скорость полёта любого материального объекта конечна - так что запускать, даже если нам не важна экономия, придётся по меньшей мере с упреждением. Солнечная система это не морской архипелаг, как часто изображают в играх или фильмах: это набор движущихся тел.
В-третьих, как уже все отметили и без меня, прямой путь очень невыгоден. То есть можно, конечно, потратить очень много топлива, но тут вступает в игру правило "чтобы иметь возможность потратить это топливо — его нужно иметь при себе". Вроде бы звучит очевидно, но вот что это значит:
  • положим, вам нужна тонна топлива для того, чтобы затормозить при подлёте к Марсу;
  • вам нужно эту тонну привезти с собой;
  • для этого вам нужно все предыдущие маневры совершать с лишней тонной топлива;
  • лишняя нагрузка ведёт к тому, что вам нужно брать ещё топливо — необходимое для подвоза этой нагрузки;
  • а раз у вас есть "топливо на торможение" и "топливо для доставки топлива на торможение" — значит во всех предыдущих маневрах вам нужно ещё и то топливо, которое позволит привезти топливо, нужное для подвоза топлива… ну, вы поняли. Вроде вам нужно всего чуть-чуть побыстрее, а ваши расходы возрастают в разы
Причём если мы рассматриваем совершенно тривиальный, казалось бы, прямолинейный полёт — с ним происходит всё то же самое. Прибавка каждого маневра, каждого лишнего метра в секунду скорости, обходится дико дорого. Чем дальше, тем дороже — если свободно ориентируетесь хотя бы в школьной математике, очень советую почитать про формулу Циолковского.
2 эксперта согласны
Потому что: умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Следствие: Нормальные герои всегда идут в обход :-)
Комментарий был удалён за нарушение правил
облетели Луну практически по прямой.
облетели практически по прямой
облетели по прямой.
ээээээээээээ.... ну ладно. Вот траектория "Зонда-5", это корабль с черепашками как раз:
В каком месте это "практически прямая"? Это скорее (без учёта коррекций орбиты) эллипс, вытянутая орбита с Землёй в одном из фокусов.
По образованию физик и математик (МФТИ)....  · 28 июл 2022
Могут , но на это надо очень много топлива. Это просто нереально при сегодняшних технологиях. Да и необходимости такой нет.
4 эксперта согласны
Я бы этот вопрос в сообществе Физика разместил, если бы хотел получить детальный ответ. Но ответ дан в сообществе... Читать дальше
Учитель физики средней школы, астрономии...  · 15 нояб 2022
Почему космические ракеты не могут передвигаться внутри Солнечной системы по кратчайшим путям (прямолинейно)? Почему не могут, могут, но с оговоркой! Космические ракеты стараются "двигать" по законам Кеплера, по сути рукера... Читать далее
С детства любил космическую фантастику. Работал в...  · 3 сент 2022
Космические ракеты не передвигаются по Солнечной системе. По ней передвигаются космические аппараты (КА), оснащённые ракетными двигателями. А задача ракеты-носителя (РН) - только вывести космический аппарат за пределы земной... Читать далее
3 эксперта согласны
Для того чтобы лететь в космосе прямолинейно не надо много топлива просто нужны двигатели принципиально нового типа (ядерные, фотонные и т.д. основанные на других принципах реактивного движения). При достижения скорости хотя бы... Читать далее
2 эксперта согласны
В целом согласен, хотя наверно уже придётся принимать во внимание внутригалактическую скорость Солнца )
Бросил универ на 5 курсе. Подрабатываю где...  · 21 авг 2022
Это то же самое, что спросить "почему люди после прыжка не двигаются прямолинейно, а по дуге?" Да, будет проще не забегать на лестницу, перепрыгивая со ступеньки на ступеньку, а просто прыгнуть, пролететь по прямой траектории и... Читать далее
2 эксперта согласны
По профессии я электрик. Сейчас пенсионер. На люби...  · 15 нояб 2022
С самого начала. Прямолинейно вообще ничто не движется в том мире, котором мы живем. Даже свет вынужден изменять траекторию движения повинуясь гравитации объектов. Во всяком случае Солнце изменяет траекторию движения света... Читать далее
1 эксперт согласен
Простенько, но в целом верно
Теоретик-мечтатель  · 24 мар 2023
Строго говоря все летит по прямой. Потому что вам нужно понять как работает гравитация. Гравитация - это искажение пространства. Прямая - это наикратчайшее расстояние между точками. Если пространство искажено - то будем... Читать далее
1 эксперт согласен
Хотя и максимально верный ответ, учитывающий топологию пространства, но и наиболее сложный для понимания.
Авиация и космонавтика  · 31 июл 2022
Опять таки, уточню - ракеты не летают дальше ГСО, они используются только для выведения ПН на орбиту до 400 .. 500 км не дальше, дальше не позволяют СУ из-за двигателей с очень малой тягой недостаточной для полета в космосе... Читать далее
Конструктор-технолог радиоэлектронных средств...  · 28 июл 2022
Могут, ещё как. Только это не лучше решение с точки зрения экономии топлива. Гораздо экономичнее лететь по баллистической кривой (эллипс, парабола), так как можно дать импульс в нужном направлении и отключить двигатели.