Для того, чтобы обычные люди могли летать в космос, стоимость космического полета должна сократиться хотя бы до уровня стоимости полета на самолете (пусть и в бизнес-классе) с сохранением текущего ("космического") уровня безопасности.
Очевидно, что для успешного полета в космос и возвращения оттуда все детали космического корабля должны быть соответствующего качества - т.е. полностью соответствовать предъявляемым требованиям по массе, прочности, способности выдерживать разнообразные нагрузки и т.д.
И здесь есть один нюанс. Называется он обеспечение качества. И к вопросу обеспечения качества есть два принципиально разных подхода:
- Мы допускаем, что среди деталей, признанных нами годными, могут быть бракованные ИЛИ
- Мы допускаем, что среди отбракованных деталей могут быть детали соответствующего качества.
Рассмотрим на примере.
Пусть мы произвели 100 деталей и стоимость производства каждой составила 1000 р.
В первом случае мы настраиваем систему контроля качества таким способом, что в брак ушло 10 деталей. Таким образом, стоимость производства одной годной детали составила 100 * 1000 / 90 = 1111 руб. 12 коп.
При другом подходе мы настраиваем систему качества таким образом, что годной признается только одна деталь. А стоимость производства одной годной детали составляет 100 тыс. руб.
И хотя вероятность того, что при втором способе годной будет признана бракованная деталь намного ниже, чем при первом способе оценки качества, стоимость конечной продукции получается намного выше.
Как же можно снизить стоимость космической техники при сохранении качества?
Для космической (и авиационной тоже) техники одним из важнейших параметров конструкции является масса. Поэтому все детали стремятся делать как можно более легкими (грубо говоря - более тонкими) и при этом прочными:
- проводят сложные прочностные расчеты с тем, чтобы понять, насколько тонкой и легкой деталь можно сделать в принципе
- подбирают особо качественные материалы
Очевидно, что стоимость можно резко снизить, если применять более простые материалы (например, сталь) и делать детали потолще. Но при этом снова вылезает вперед масса конструкции. Ведь имеющиеся двигатели могут вывести на орбиту известную массу, и чем больше масса собственно корабля и топлива, тем меньше остается на полезную нагрузку (в нашем случае - пассажиров).
И вот тут вылезает ограниченность современных нам технологий. Мы не можем создать корабль одновременно достаточно прочный и мощный, чтобы стоимость полета одного пассажира приблизилась к авиационной. Скорее всего, достаточно прочная ракета просто не взлетит (или не долетит до космоса).
Единственным вариантом видится разработка ядерного ракетного двигателя - только он теоретически может совмещать в себе достаточную тягу и экономичность, чтобы обеспечить массовые полеты в космос.
Но пока такого двигателя нет даже в проекте, не говоря уж о готовом изделии.
P.S. Я в курсе проектов РД-0410, NERVA и Orion. Это шаг в правильном направлении, но до требуемых по условию параметров все равно не дотягивают. Сильно не дотягивают.