Свт. Филарет (Дроздов)
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Правильно Ваше о том мнение, что спасется тот, кто лучше захочет лишиться жизни, нежели изменить Христу и Его Евангелию. Тот, кто возразил Вам, что это не значит погубить душу, — не знаю, — что думал, и не к слову ли только привязывался, не обратя внимания на его употребление в речи; ибо и теперь называют душегубцем и разбойника, хотя он погубляет, конечно, не душу, а тело, или отнимает естественную жизнь. Не важнее ли другой вопрос: если для спасения должно предать на погубление душу или жизнь естественную, иначе — пострадать и умереть за Христа, то как сбудется сие с теми, которые не имеют случая к мученичеству? Для разрешения сего можно напомнить особенное употребление имени «душа» в Священном Писании, как, например, в следующем изречении: душевен человек не приемлет яже Духа Божия (1Кор. 2:14). Здесь душевный противополагаемая живущему Духом Божиим, духовному человеку: следственно — «душевный» то же значит, что «плотской», чувственный, душевными страстями управляемый человек. Следственно — погубить душу может значить то же, что распять плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). Представим, что душа возбуждается к гневу — кто в сие время, вспомнив заповедь христианскую: отложите гнев, ярость и прочее (Кол. 3:8), удерживает не только внешние, но и внутренние душевные движения сей страсти и возбуждает в себе противоположные чувствования любви, тот распинает сию страсть. Кто же, при помощи Божией, таким образом распинать будет все греховные страсти и похоти, с преданием всей воли своей в волю Божию, тот, сим образом пройдет духовное мученичество — погубит душу свою ради Христа и Евангелия, претерпит до конца, — спасется.