Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чём заблуждение Кальвинизма, если это вероучение строго следует тексту Библии, не изменяя его, не отклоняясь и не добавляя ничего от себя?

Кальвинисты проповедуют только то, что написано в Библии, толкуя его только другими местами из Библии. Что исключает человеческий фактор, ведь даже любой еретик считает себя преисполненным духа святого и несущим открывшуюся ему от Бога истину. Определить же где плод человеческого разума, а где действие духа святого невозможно ни по каким признакам.
РелигияХристианство+3
Анонимный вопрос
  ·   · 7,8 K
Философия. Психология. История  · 24 апр 2022  · proza.ru/avtor/mariagruz2020
Вряд ли в вопросах веры уместно говорить о заблуждениях. Заблуждения и ошибки - это проблемы научного знания, стремящегося к объективности и новому полезному для общества знанию. Вера же, ее догматы, символы и институты, включая религиозные, - всё это личный выбор человека. 
Главное, чтобы символ вашей веры не вступал в уголовно-преследуемое противоречие с российским законодательством, например, со статьей  239 УК РФ. - создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением).
С точки зрения и католицизма и православия, кальвинизм, равно как и большинство протестантских учений способен увести паству от христианства в связи со следующими тезисами:
1 кальвинизм подменяет нестяжательский завет
«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»
(Мф. 19:23-24
его полной противоположностью: в кальвинизме материальный успех, богатство свидетельствуют о благоволении Бога к успешному человеку. И наоборот, бедность - удел грешников, не прощенных Богом людей. 
  1. Также совершенно противоречит христианскому учению о свободе воли (свобода выбора добра или зла)  представление Кальвина о судьбе. Якобы Бог определяет жизненный путь человека, наделяя кого-то особыми способностями и возможностями - в том числе и материальными. А кому-то уготованы лишь страдания и ад. Счастливчики могут по праву считать себя избранниками божиими, особой кастой посвященных людей. Другие же - нищие, чернь, больные, прокаженные, преступники и тд, - с рождения приговорены к аду. К слову, никакими вырванными из контекста цитатами невозможно опротестовать главнейший догмат о значении грехопадения, первородного греха и свободы воли. Это главнейший догмат в иудаизме и христианстве. Тем не менее, кальвинистам, оправдывающим себя за богатство и страсть к накопительству и ростовщичеству, это как-то удавалось. 
Как именно и почему удавалось - об этом книга Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма". Если очень кратко: понятие и принятие "судьбы" гасило острое чувство не/справедливости, умноженное христианским тезисом "перед Богом нет ни эллина ни иудея", ни бедного ни богатого, - перед Богом все равны как грешники. Ну и естественно возникает вопрос - если все равны то почему кто-то равнее? И тут приходит Кальвин и заявляет, что у Бога есть любимчики. И, следовательно, нелюбимчики. И это называется - судьба. Избранничество или неизбранничество. Пенять на свою судьбу, Богом данную - глупо. Принимай свою жизнь такой какой она тебе дана и проси милости о спасении после смерти. Причем здесь дух капитализма? Да притом, что протестантизм с позиции судьбы и прочих, приписываемых Богу способов любви и ненависти, оправдывал семейственную клановость и капитализацию жизни. Она, капитализация, как известно, основана на эксплуатации и сегрегации: свой-чужой, белый-черный, полноценный-неполноценный, француз-синегалец со всеми вытекающими последствиями вплоть до геноцида. Протестантизм (включая кальвинизм) - это попытка оправдать "хомо экономикс" посредством специально, умышленно подобранных цитат из Библии. При этом были допустимы любые подмены понятий и смешение Ветхого и Нового заветов. 
Многие считают, что пуританизм - особый стиль жизни протестантов, совмещавший деловитость и работоспособность, уважение к традиционным семейным ценностям во всех смыслах слово "ценности", в том числе и материальные, финансовые, имущественные, плюс аскетизм в быту, страсть к накопительству и определенная скаредность, жадность, - заложил основу, фундамент, на котором выросли такие государства как Великобритания и США. Пуритане с их крайне строгими домостроевскими нравами и жестким бизнес-мышлением, люди-сегрегаторы, способные на этноцид и апартеид, равнодушные к страданиям "чужих", - они утвердили этику капитализма и построили на этом ментальность "победителей".
Мысль президента США Байдена, что США уникальны тем, что из всех войн выходят еще более богатыми, как раз показывает особенность протестантизма в политике. Для них победа - это достижение материального успеха. Материальный успех, богатство, способность его приумножить - это свидетельство бого/избранности и исключительности данного человека (расы, народа). А раз так, раз Бог нам помогает, значит - можно всё, особенно по отношению к неизбранным. К людям второго сорта. 
Естественно, ничего общего всё это с христианством не имеет. 
Но вопрос был о том, является ли логика протестантизма вообще и кальвинизма в частности - ошибкой? Нет, не является. Ибо такая модель этики была детерминирована резко изменяющимися условиями жизни в 16-17 веках: заводское и фабричное производство, торговля, ростовщичество, экономическое освоение планеты… Бытие определило сознание. 
Кальвинизм, как и большинство протестантских учений был не ошибкой, а отходом (уходом) от христианства. 
Версий христианства более сотни и все говорят что другие ошибаются. Осуждают без опровержения.
@Дядя Миша, оооо дааа говори вранья побольше
приятно почитать хорошо мыслящего человека, основное утверждение кальвинизма о писании приводит к серьёзному скудоумию можно привести пример с итальянской забостовкой ,делай все только по инструкции
@Дима Бочкарёв, спасибо, но если комплимент мне, то не соглашусь - мыслю я вполне обыкновенно. Но вообще протестантизм - это та демаркация, которая отделяет западную культуру от российской. У нас не было протестантизма: старообрядчество - явление совсем иного порядка, равно как и реформа патриарха Никона. Так что есть у России свой путь и своя цивилизационная основа - в чем-то схожая, а в чем-то очень сокровенном, отличная от Европы.
Видимо, именно в силу отсутствия протестантизмов, нам несвойственно циничное высокомерие и желание во что бы то ни стало всех поделить на "ариев и унтерменшей".
Не так. Христос не учил людей быть бедными.
И богатому юноше он советовал раздать имение свое, т.е трансформировать материальные богатства в духовное.
А, вот тому,кто на это не способен, действительно трудно достичь Царства Небесного.
И в этом смысле, поделится последним куском хлеба и 1000 овец-одно и то же.
Ни где Христос не учил бездельничать и попрошайничать.
Учил, не воровать, не обманывать, не использовать силу и т.д.
Относится к ближнему своему, как к самому себе. И кальвинизм об этом.
А, чтобы было чем делиться, надо это заработать и мало того, надо уметь отличать кому действительно надо помочь, а кто лукавый.
@Вары Грин (Vary Green), я и не говорю, что учил - приведенные цитаты из Матфея в общем, тоже немного о другом. Уметь отдавать, а не отбирать - вот главное условие нравственного преображения в христианстве; именно этот тезис был подменен и психологически искажен в этике протестантизма и практике пуританизма. Искажение - это упрощение, примитивизация. В христианстве бедные - это нуждающиеся в хлебе для жизни, дарованной Богом. Здесь нет отсылки к причинам такой нужды. Здесь имеется некое сочувственное отношение к видам бедности, - "блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное", где нищие - это страждущие до духовной благодати", ако голодный страждет пищи земной. Потому в бедности нет ничтожества, если бедный, прикрываясь бедностью своей, не грешит (ворует, разбойничает, убивает).
Протестантизм же бедность свел к земной нищете и нашел в нем ничтожество, некую генетическую причину, порождающую социальный порок - ту же преступность, нежелание работать, но желание отбирать, несправедливо присваивая то, что не добыто собственным трудом, не заработано потом и кровью. Так бедность приравнивается к социальному пороку и отчуждается. Бедный - это гонимый Богом, наказанный духовный "уродец", неспособный в силу такой предопределенности, стать человеком, то есть вести достойную жизнь. И богатство в этой логике становится весомым аргументом. Интересно, что чисто внешне пуритане не выходили за рамки христианского этикета - то есть не стремились к показной роскоши, даже имея крупные капиталы. Это кстати свойственно и современным пуританам США, - личная скромность, когда миллионеры ходят всю жизнь в двух костюмах однотипного покроя и экономят на мелочах. Пример Рокфеллера в общем показателен. В любом случае, сорить деньгами "по-русски" в западном деловом мире и до сих пор - невозможно ни по каким основаниям. Это тоже следствия той самой этики пуританизма и психологии избранности Богом и исходящей культуры отмены, сегрегации, зачатой в протестантизме. Богатством (в отличие от русских олигархов) подчеркивается своя исключительность - а это сакральное, тайное явление. Оно не требует демонстрационности, но лишь упрочения и утверждения по незыблемым основаниям. Все остальные - бедные по судьбе, неспособные понять что-то важное, получить образование, получить поддержку в виде капитала и социального статуса, - по определению чужие, неизбранные, отменяемые. Сюда же относятся и теряющие капитал, обедневшие. По умолчанию - от конкурента, потерявшего капитал, обедневшего, преследуемого, - отвернулась судьба и Бог. Тут же он становится чужаком и изгоняется из всех прежних систем: с ним рвутся связи, его "отменяют".
Естественно, никакого христианства здесь нет в принципе. Христианства, с его уважением к личности человека, вне зависимости от его "статуса" - Иисус как известно отменил все статусы. Нет и не может быть в христианстве "судьбы", предопределенной Богом. Только сам человек, с его нравственным выбором. С его способностью отдавать, а не отнимать. С его способностью быть участливым ко всем людям, вне зависимости от должностей, счета в банке, активов, состояний и тд.
Я все ж не стал бы сводить капитализм и протестантизм - первые ростки капитализма появились в Италии в виде протобанков еще до Лютера и Кальвина. Католики могут быть не худшими капиталистами. Иначе без капитала таких чудных готических соборов не было бы.
Ровно как и не стал бы сводить протестантизм и расизм в отношении негров, протестантизм и геноцид индейцев и прочее. Просто потому, что расизм - это модель рационализированного морального псевдооправдания отношений господства. И оно было за мильен лет до протестантизма. Это явление появляется везде, где надо кого-то держать в униженном положении на правах скотины. Замечу: в России в этом положении столетиями держали своих же и считали это в порядке вещей.
Геноцид целых племен изобрели на Ближнем Востоке еще при Ассирийском царстве. Другое дело, что исполнять его технически в ту эпоху было сложнее.
Спору нет, WASPы славятся своим цинизмом, расчетливостью, прагматизмом, чувством первородности, холодным отношением к чужакам. Я б не назвал бы эти качества плохими - они просто необходимое условие для выживания в мире, где homo homini lupus est. А мир наш, увы был, есть и будет таков.
Посему русским не грех перенять кое-что из этого, но ни в коей мере не терять своего. Иначе сложнее будет.
К слову, самыми жестокими колонизаторами были бельгийцы-католики. То что они позволяли себе в Африке иначе как феерией садизма и мразотности не обзовешь. Гестапо в сравнении с ними - детский сад.
Россия и русские - далеко не овечки. Мирная овечка 1/8 часть суши не завоевала бы. Просто у нас сами цари не разрешали притеснять инородцев покоренных, более того - иногда жаловали оных сильнее и теплее своих. Достаточно вспомнить историю Финляндии, Курляндии, Эстляндии и Польши, кои имели заметно более привилегированное положение, нежели исконная кондовая Русь.
А так, да, Вы правы.
@Александр Бараневский, и все-таки психологического отчуждения крестьян даже самые тяжкие периоды крепостничества в России (например, при матушке Екатерине Великой) - не было. Помните: относитесь к крестьянам как к чадам своим. Коим свойственно быть неразумными и неграмотными, которых можно было отдать в услужение другому барину (проиграв их предварительно в карты), но при этом все равно не терять патриархального участия в их судьбе. Наше крепостничество имело иные мировоззренческие корни. Это когда более мудрый и взрослый опекает (учит, направляет управляет) младшего, слабого, неразумного.
Да, по отношению к "детям" у строгих отцов могли быть перегибы вплоть до порок и каторги, - но при этом даже ненавидимый и гонимый крестьянин не обращался во врага и нелюдя. Он так и оставался в состоянии воспитуемого подчиненного.
И все-таки рекомендую почитать Макса: людям "прослоечного" труда не всегда даны все тонкости капиталистической психологии. Мне еще по юности студенческих лет попалась его книга, где он железобетонно доказывает взаимозависимость протестантизма от новых, динамичных капиталистических отношений. Всё-таки в эпоху Ренессанса эти отношения лишь зарождались, пробиваясь через отживающие своё романтизм и гуманизм. Как только законы рынка и конкуренции при всевластии "ее величества частной собственности на средства производства" обрели жесткий каркас в виде закона, условий и обстоятельств жизни, психология, делать нечего, вынуждена была приспособить существующие этические концепты, - то есть христианство этому жесткому бытию. В результате от смысла христианства практически ничего не осталось.
Соглашусь с вами, что сама РКЦ во многом исказила смысла исходного христианского учения, но она всегда могла оправдать свою страсть к роскоши, мощной красоте церквей и облачений отсылкой к образу рая - весьма смутному в христианстве. Бедный нищий, покрытый толстенным слоем грязи и струпьев, должен обретать уверенность в торжестве царства божия, лицезрея его отсвет в лоне Церкви и ее вселенской красы. Что может быть убедительнее, что сильнее всего попирает грязь и убожество? Правильно, католический костел, совмещающий в своем стиле строгость и вслеленскость, удивительную гармонию геометрий, возвышенность, оживляемую фресками, иконостасами, хоровой молитвой, органной музыкой и проповедью.
Главный бытийный аргумент от священичества, самого что ни на есть золочено-помпезного: оно никогда не жило "для себя"; оно носило свои облачения, они пребывало в своих храмах по долгу службы, ежедневно доказывая торжество, духовное богатство Царства Божия, - ибо являлось слепком Его в миру.
Потому, если нет психологии капитализма - нет и капитализма. В РКЦ его не было, - там торжествовал символизм, и только потом - политика, направленная отнюдь не на умножение капиталов для капиталов, а для утверждения столпов церкви во всем мире.
Я не встречала сравнительных исследований о том, кто и когда был более жесток - из колонизаторов. Однако имеется мощное опровержение вашим словам в виде монографии Майкла Манна "Темная сторона демократии: объяснение этнических чисток" - написанная как раз в веберовском духе. Абсолютная жестокость - вплоть до геноцидной политики и даже этики, - была свойственная всем колонизаторам, - а уж пуританам Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии - это что-то с чем-то. Все эти ужасы, чудовищные издевательства над местными "недочеловеками", массовые избиения и разнообразные способы истреблений - в том числе через заражения инфекционными заболеваниями, к которым у туземцев не было иммунитета, отравлений через "дарованные" продукты питания, - это было в норме вещей у всех без исключения европейских колониальных культур. У всех без исключения.
Исключением здесь всегда была Россия, осваивающая земли, а не колонизировавшая их. Да, часто приводят пример жестокости Ермака, - но это было частью военной тактики и не выражалось в геноцидной практике по отношению к местному населению. Победил ханство, заключил взаимовыгодный договор - пошёл дальше в сибирские непроходимые кущи. Единственный человек, кому можно было натужно приписать "европейскокость" по отношению к местным, - это генерал Ермолов. Но его как известно убрали с Кавказа именно за это. То есть российский царизм не поддерживал, не оправдывал, не утверждал практику этночисток, чем бы они ни были обусловлены (а Ермолов исходил из самого убедительного аргумента - "по другому там нельзя; это они, а не мы задали планку в такой тактике; мы лишь скопировали ее, обороняемся и утверждаемся ею"). В смысле - Шамиль по отношению к своим врагам, ханам и их подданным, коих вырезал вместе с семьями самым подлым образом, был куда более жесток, чем Ермолов, "скопировавший тактику, и то не в полном объеме".
И тем не менее, из-за всего этого блистательный покоритель Кавказа стал не мил и порицаем Российской империей в лице императора Николая Первого, - который, между прочим, никогда не считался гуманистом.
Я не говорю о российской исключительности, но тем не менее вижу очевидно иной исторический опыт России, где места геноцидной теории и практике не было никогда. Как известно, самым "чудовищным националистом" был Александр Третий, рискнувший проводить политику ассимиляции и вытеснения "инородцев" во имя процветания русского народа. Но проводил ее настолько своеобразно, что сам же ее дискредитировал. Ибо православие мешало, - догмат о равенстве "эллинов и иудеев" был сильней любой социальной логики, в том числе логики капиталистических процессов, требовавших социального дистанцирования и сегрегаций. В результате - русскими становились все православные, включая выкрестов. Свои - это свои по вере, а не по крови. Кровь - это европейский ограничитель, у нас и это не пошло.
Так что посмотрите вот это две книги - там вполне убедительные подходы - касаемо евпропейской психологии и философии времен накопления капитала. И вообще шокирующие статистические данные, - я во всяком случае открыла для себя много нового про "дух капитализма" и его механизмы, где фашизм и нацизм - лишь часть системы, а не ее исключение.
А так-то я с вами во многом согласна, если не докапываться до конкретики и методологии.
Очень интересует православие, библейские вопросы,...  · 28 апр 2022
Вера в Библию, уже заблуждение и отход от апостольского символа веры. Там такого нет - верую в Библию. В результате отпадение от церкви, и чисто сектантский подход, когда авторитетом не "кто" а "что" - Библия. В результате... Читать далее
1 эксперт согласен
Студент может наизусть знать свой предмет, но при этом оставаться плохим специалистом.
Люблю Бога и жизнь. https://m.vk.com/id191447111 П...  · 10 февр 2022
Кальвинизм столько породил разных сект, думаю, как раз исходя из того, что отвергли весь опыт религиозный, накопленный тысячелетиями. Переплюнули Лютера. Для них только Библия авторитетна, духоносцев, святых отвергают. Толкуют... Читать далее
проще говоря,по плодам их узнаете их.
Простой программист и православный христианин.  · 4 июн 2022
Ошибка в рассуждении состоит в том, что технические приемы герменевтики исключают человеческий фактор. В случае с толкованием одних мест Писания другими…человек выбирает, какой стих Писания надо дополнительно объяснять, и какой... Читать далее
Душепопечитель: радоваться с радующимися и...  · 25 апр 2022
Сегодня многие понятия и мысли, указанные в Священном Писании, не подаются пониманию вообще, не смотря на многочисленные параллельные исследования. Тем менее возможно их толкование с точки зрения самого библейского текста. Ну... Читать далее
Интересно! Ну таки и в чём?..)
Дизайнер-верстальщик. Стаж работы 12 лет. Место...  · 17 янв 2022
Это, строго говоря, не его заблуждение. И даже не его ближайших предшественников. Принцип соло скриптура (только Писание) исповедовали еще саддукеи, согласно евангелиям. В частности, они не принимали учения Христа о воскресении... Читать далее
Первым дизайнером был Адам. Первые печатные формы принес Моисей.Перейти на ideaprint.ru
1 эксперт согласен
Дмитрий. Т.
подтверждает
21 апр 2023
Очень схожий взгляд, как и у меня уход от протестантского понимания темы. Такое преображение даётся внутренним... Читать дальше
Музыкант, математик  · 9 февр 2022
Христос подарил Своей Церкви дар Святого Духа (Пятидесятница) - разумение как нужно правильно толковать Писание. С тех пор мы, Православная Церковь, бережно сохраняем это знание, обличаем тех, кто искажает его: арианство... Читать далее
2 эксперта согласны
Абсолютно в рамках Христианского Православного вероучения.
Бродячий наставник общества  · 20 апр 2022
Начнем с того, что это неправда. Вероучение кальвинизма строится не на тексте Библии. а на толковании этого текста Кальвином. При этом отклонений в этом толковании хоть отбавляй. Одна идея предопределения людей к аду и раю чего... Читать далее
Все Церкви утверждают только свою истинность. Доказательств нет. Одни мнения и слова.
Я - однодум. Я мыслю для себя. В молодости я...  · 11 февр 2022
Ваш вопрос подразумевает, что есть какое-то авторитетное мнение, по которому Кальвинизм ложен. Не определив для кого же ложен Кальвинизм, трудно дать ответ. Сам для себя Кальвинизм вовсе не является заблуждением, но он имеет... Читать далее
Анонимный комментарий
11 февр 2022
Вопрос задан подобным образом намеренно, чтобы почитать аргументы его противников. Возможно не очень хорошо сформул... Читать дальше
Работаю в сфере ИТ. Интересует политика, история...  · 22 апр 2022
В чем заблуждение кальвинистов - это охотно объяснят представители других  христианских конфессий, а сами кальвинисты с удовольствием расскажут, в чем ересь и заблуждение всех остальных. И это справедливо для любой христианской... Читать далее