Вряд ли в вопросах веры уместно говорить о заблуждениях. Заблуждения и ошибки - это проблемы научного знания, стремящегося к объективности и новому полезному для общества знанию. Вера же, ее догматы, символы и институты, включая религиозные, - всё это личный выбор человека.
Главное, чтобы символ вашей веры не вступал в уголовно-преследуемое противоречие с российским законодательством, например, со статьей 239 УК РФ. - создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением).
С точки зрения и католицизма и православия, кальвинизм, равно как и большинство протестантских учений способен увести паству от христианства в связи со следующими тезисами:
1 кальвинизм подменяет нестяжательский завет:
«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»
(Мф. 19:23-24
его полной противоположностью: в кальвинизме материальный успех, богатство свидетельствуют о благоволении Бога к успешному человеку. И наоборот, бедность - удел грешников, не прощенных Богом людей.
- Также совершенно противоречит христианскому учению о свободе воли (свобода выбора добра или зла) представление Кальвина о судьбе. Якобы Бог определяет жизненный путь человека, наделяя кого-то особыми способностями и возможностями - в том числе и материальными. А кому-то уготованы лишь страдания и ад. Счастливчики могут по праву считать себя избранниками божиими, особой кастой посвященных людей. Другие же - нищие, чернь, больные, прокаженные, преступники и тд, - с рождения приговорены к аду. К слову, никакими вырванными из контекста цитатами невозможно опротестовать главнейший догмат о значении грехопадения, первородного греха и свободы воли. Это главнейший догмат в иудаизме и христианстве. Тем не менее, кальвинистам, оправдывающим себя за богатство и страсть к накопительству и ростовщичеству, это как-то удавалось.
Как именно и почему удавалось - об этом книга Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма". Если очень кратко: понятие и принятие "судьбы" гасило острое чувство не/справедливости, умноженное христианским тезисом "перед Богом нет ни эллина ни иудея", ни бедного ни богатого, - перед Богом все равны как грешники. Ну и естественно возникает вопрос - если все равны то почему кто-то равнее? И тут приходит Кальвин и заявляет, что у Бога есть любимчики. И, следовательно, нелюбимчики. И это называется - судьба. Избранничество или неизбранничество. Пенять на свою судьбу, Богом данную - глупо. Принимай свою жизнь такой какой она тебе дана и проси милости о спасении после смерти. Причем здесь дух капитализма? Да притом, что протестантизм с позиции судьбы и прочих, приписываемых Богу способов любви и ненависти, оправдывал семейственную клановость и капитализацию жизни. Она, капитализация, как известно, основана на эксплуатации и сегрегации: свой-чужой, белый-черный, полноценный-неполноценный, француз-синегалец со всеми вытекающими последствиями вплоть до геноцида. Протестантизм (включая кальвинизм) - это попытка оправдать "хомо экономикс" посредством специально, умышленно подобранных цитат из Библии. При этом были допустимы любые подмены понятий и смешение Ветхого и Нового заветов.
Многие считают, что пуританизм - особый стиль жизни протестантов, совмещавший деловитость и работоспособность, уважение к традиционным семейным ценностям во всех смыслах слово "ценности", в том числе и материальные, финансовые, имущественные, плюс аскетизм в быту, страсть к накопительству и определенная скаредность, жадность, - заложил основу, фундамент, на котором выросли такие государства как Великобритания и США. Пуритане с их крайне строгими домостроевскими нравами и жестким бизнес-мышлением, люди-сегрегаторы, способные на этноцид и апартеид, равнодушные к страданиям "чужих", - они утвердили этику капитализма и построили на этом ментальность "победителей".
Мысль президента США Байдена, что США уникальны тем, что из всех войн выходят еще более богатыми, как раз показывает особенность протестантизма в политике. Для них победа - это достижение материального успеха. Материальный успех, богатство, способность его приумножить - это свидетельство бого/избранности и исключительности данного человека (расы, народа). А раз так, раз Бог нам помогает, значит - можно всё, особенно по отношению к неизбранным. К людям второго сорта.
Естественно, ничего общего всё это с христианством не имеет.
Но вопрос был о том, является ли логика протестантизма вообще и кальвинизма в частности - ошибкой? Нет, не является. Ибо такая модель этики была детерминирована резко изменяющимися условиями жизни в 16-17 веках: заводское и фабричное производство, торговля, ростовщичество, экономическое освоение планеты… Бытие определило сознание.
Кальвинизм, как и большинство протестантских учений был не ошибкой, а отходом (уходом) от христианства.