Желаю дискуссировать.
Когда дискуссируешь с человеком заметно более умным чем ты сам - то кажешься самому себе немного умнее чем есть на самом деле.
Во многом именно ради этого я тут на Кью тусуюсь :D
Скажу сразу как есть: мое сознание на 80% продукт англосаксонской модели. Причем не просто Западной, а Дико-Западной. В глубине души я - разбойник прерий, грабящий дилижансы и поезда. Мне классический олдскульный цинизм и прагматизм этих персонажей очень близки. Так уж сложилось. Наверное надо было в детстве меньше вестернов смотреть...
Так вот, я никогда не понимал этих воплей из телевизора про двойные стандарты элиты англосаксов - дескать, какие ублюдки, вот тут им можно, а тут нам - нельзя. Это исходит от глубочайшего непонимания русскими англосаксонской модели мира: двойные стандарты - граница, где заканчиваются свои и начинаются чужие. Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. Для элиты англосаксов эта граница имеет социальные, культурные, этноконфессиональные и расовые очертания. Они действительно считают себя более человеками нежели какого-нибудь негра, апача, зулуса, индийца, китайца. Ну, русские им на самом деле ближе чем все эти ребята, но все равно не свои ни разу, посему нам нельзя то, что им можно. В основном их элитка именно такая и есть; простой народ - другой, пошире, подушевнее, но все ж от нас отличается примижистостью и подходом к житухе своей.
Британская элитка крайне жестока и к близкородственным народностям. Достаточно вспомнить как бритты столетиями унижали ирландцев, которые явно не заслужили к себе такого отношения. Более того, британская элитка жестока и к своим: про судьбу бедных крестьян Англии вроде известно, равно как и про судьбу английского пролетариата времен королевы Виктории. Только ленивый не живописал про ужасы той эпохи. 19-й век был богат на жестокости, заметно богаче предшествовавших ему столетий.
По части крепостничества - не считаю возможным оправдывать господство одних и унижение других. Да, таков был уклад жизни, да Россия с сем одинока не была, ибо нечто близкое было в других странах, просто называлось иначе, оформлялось по другому, закончилось тоже иначе. Еще большой вопрос кому хуже жилось - русскому холопу или французскому виллану (да, феодализм во Франции закончился раньше чем в России - но это отдельная тема).
Когда сравнивают крепостничество в России и плантаторское рабство в США, кои существовали одновременно, но являлись заметно разными социальными моделями, то часто упускают из виду один аспект. И вот какой: Я считаю куда более аморальным держать в положении говорящей скотины соплеменников, нежели иноплеменников. Последнее хоть и не является чем-то хорошим, все же по степени мерзости и низости стоит ниже. Даже несмотря на то, что само отношение к неграм-рабам в южных штатах США было абсолютно свинским и исключительно ублюдочным, мне сама мысль о том, что некий господин может как вещью владеть человеком одной с ним расы, одной народности, одного языка и одной веры (даже не издеваясь над ним!) представляется куда как более гадкой в плане последствий для социума.
Вся наша вечная тяга к иерархичности, весь снобизм, чванство, жлобство, хамство, свинство, даже деление на уголовные масти - все это корнями оттуда, из крепостнической модели, из сословности (это не значит что у других народов иначе, но в наших реалиях это просто бросается в глаза). Каждый раз эта ублюдочная модель вновь воспроизводит себя, выстраивая священную вертикаль извечного проклятого паханата с барами и холопами, с партноменклатурой и пролетариатом, с бандитами и терпилами, с элиткой и быдлом. В России граница двойных стандартов проходит не по расе, не по этносу, не по религии, не по языку - она у нас всегда проходила по линии принадлежности к власти и к собственникам. Ты у власти - ты человек, ты не у власти - ты скотина говорящая. В этом все мразотство нашей модели. Именно поэтому у нас имперские власти так легко жертвовали русскими жизнями ради других народов, именно поэтому у нас так много кому давали в долг из чужаков и никогда не спрашивали обратно, именно поэтому у нас судят русских за то что они посмели отбиваться от азиатов или кавказцев. Потому что быдло, не свое, наплевать, русский дурак от нас никуда не денется, терпи иль сдохни, хочешь - жни, а хочешь - куй, все равно получишь немного. Ни малейшей симпатии к этой модели я не испытываю и буду счастлив, если когда-нибудь она сгинет прямиком в ад. Где ей самое место.
Ремарка по теме негров: помните, был боксер такой, Мухаммед Али. Настоящее имя которого звучало как Кассиус Клэй. Известно, что 90% негритянских семей носят фамилии своих бывших рабовладельцев. Так вот, поинтересуйтесь на досуге в честь кого негры-родители назвали мальчишку. У того Кассиуса - богатого белого плантатора - интересная была жизнь, поярче чем у боксера. Многие у нас любят делать выводы об американцах, даже не зная какими разными оные американцы бывают :)
Касательно покоренных племен.
Нижеизложенные слова - не призыв к геноциду если что, просто констатация факта.
Кастора индейцы прозвали "Сыном Утренней Звезды" - он устраивал наскоки по утрам и не щадил никого. За что и поплатился
Говарда прозвали "Генералом, читавшим Библию" - он действительно ориентировался на нее в сложные моменты. Именно с ним заключил мир старый вождь апачей Кочиз.
Крука прозвали "Серым Волком" - за его суровость и справедливость. Красное Облако говорил, что Крук был единственным бледнолицым, что не врал индейцам.
Майлс, сменивший Крука, за свои подлые личные качества не заслужил никакого уважения и прозвища не имел.
А как черкесы, чеченцы, ингуши и иные горцы прозвали Ермолова?
"Грозный Ямбул" - кажется так?
Был бы он говно-человек - не заслужил бы никакого прозвища, поверьте. Горцы в этом плане сродни индейцам.
Вы пишите, будто Ермолов был жесток.
Это смотря с кем сравнивать.
На фоне своих американских визави он определенно был недостаточно жесток.
Давайте честно: если бы в веке 19-м по отношению к некоторым племенам Кавказа имперские власти сделали бы то же самое, что сделали в ту же эпоху власти США по отношению к чероки, ирокезам, команчам, апачам, сиу, шайеннам, шошонам, кри и иже с ними - у нас в принципе не было бы того, с чем мы столкнулись в 1990-2000 годы.
Жестоко?
Да, жестоко!
Зато прагматично и дальновидно!
Десятки тысяч русских жизней не пришлось бы отдавать на алтарь империи, чтобы сдержать ее от распада в кризисные годы. На Рамзана и иных местечковых князьков я б надеяться не стал - после смерти Путина и рокировок в Кремле мы увидим их настоящее лицо. Вернее оскал. И все начнется по-новой.
Американская элита проблему с индейцами и их возможными притязаниями на свои земли решила переселив их в земли чужие. Сегодня ни один индеец не может сказать, что живет на землях своих предков и именно потому не может истребовать что-то назад.
Жестоко и цинично?
Да, причем исключительно жестоко и исключительно цинично.
Зато у них, даже в самые острые кризисы 20 века попытки вооруженных восстаний оных индейцев массового характера не имели - максимум несколько десятков человек.
А у нас в наши кризисы, куда более глубокие чем ихние - до трети Кавказа восставало и устраивало разборки.
И что из этого хуже на долгосрочную перспективу?
Кстати, про Николая 1-го. Я когда читывал материалы следствия по делу декабристов (при всей своей глупо-либеральной симпатии к оным) заключил однозначный для себя вывод: Николая Павловича советская историография оболгала почти на 100%. Да он был солдафоном, да он был явно не новатор-реформатор-прогрессист. Но он был гуманист от Бога: он собственноручно отменил смертные приговоры десяткам из мятежников, чье восстание по факту могло ввергнуть страну в пучину адского пламени. Я б на его месте мог бы и не сподобиться на сей шаг.
В советское время, прославлявшее бунтарей и революционеров любой осмеливавшийся выйти с бунтом против властей получал по шапке вплоть до высшей меры. Удивительное лицемерие совдепии.
Россия действительно шире, глубже и сложнее большинства стран Запада по менталитету и культуре. И потому мы даже сами для себя непредсказуемы.
Спасибо, что Вы есть, Мария.
Простите за поток малосвязного резонерства - у меня мысли плохо структурируются последнее время.
Если что - пишите.
Единственное но - отвечу не скоро.
Я полностью выдохся.